Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 364



Автор:

Ряд международных исследований, проведенных в начале этого века, выявил значительные недостатки в умениях российских школьников применять полученные в школе знания и умения в практической деятельности и в различных жизненных ситуациях.  В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».  Решить эту задачу призваны стандарты второго поколения, которые  ориентируют школу на достижение особых образовательных результатов.В связи с этим возможности курса информатики в формировании универсальных учебных действий представляют особый интерес.

Одним из способов формирования универсальных учебных действий, который целесообразно использовать на уроках информатики, является эвристическая деятельность учащихся.

Одно из наиболее мощных средств, помогающих развивать личностный потенциал ребенка и реализовать метапредметный подход, – это так называемые эвристические задания.

Решение эвристических задач способствует развитию способностей и прогнозированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию творческого мышления, а значит, способствует достижению метапредметных результатов как сформированных способов действия. 

Эвристические методы решения задач не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. При решении эвристических задач формируются коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения. В процессе работы над эвристическими задачами учащиеся приобретают и развивают умения выдвигать гипотезу, наблюдать и описывать свойства различных объектов, моделировать и создавать алгоритмы, делать выводы, участвовать в дискуссиях.

Важно, что ребенок сам конструирует свое новое знание, а не получает его из готового источника. Он основывается на своем жизненном опыте, на ситуациях, которые ему близки, понятны и интересны, ощущает личную значимость добываемых знаний.Эвристические задания хороши тем, что дети просят давать им такие задания еще и еще! Это могут быть разные формы работы – и письменное выполнение задания, и устное, и рефлексия в рисунках. Формы работы на уроке могут быть самые разные.

Важно, чтобы каждый ребенок в конце урока смог сказать, в чем его ЛИЧНЫЙ результат. Таким образом, эвристическая  деятельность – это мощный инструмент формирования универсальных учебных действий и роль этой деятельности на уроках информатики при формировании «умения учиться» очень велика. При этом возможности информатики как учебного предмета в формировании надпердметных знаний, умений и навыков, а также способов деятельности не вызывают сомнения.