home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






Стратегия информационно-технологического развития Российской Федерации (вопросы практической реализации)
(тезисы выступления)

д.т.н., проф. М.А. Гуриев (DPI)

Во введении рассматривается характеристика текущей стадии готовности страны к выделению вопросов информационо-технологического развития в отдельный приоритет.

В стране наблюдается заметный самоорганизованный интерес к освоению ИТ со стороны широких слоев населения, включающих, помимо занятого населения и учащихся, значительное число пенсионеров. Успехи российских школьников и студентов в международных соревнованиях по информатике и компьютерным играм превосходят средне-ожидаемые результаты, рассчитываемые на основе экономического потенциала страны и расходов на образование. Многие граждане страны пенсионного возраста, имея определенный резерв свободного времени, активно осваивают информационные технологии, стрямясь быть полезными семьям и обществу. Первым и самым существенным препятствием к естественной реализации этого интереса является отставание в коннективности и оснащении людей устройствами доступа к Интернету по сравнению даже с многими развивающимися странами. По удельному доступу граждан к ресурсам глобальной сети Россия, согласно статистике ООН, занимает место в девятом десятке, что заметно ниже места страны в рейтинге экономического развития.

Объем внутреннего ИТ рынка не достигает 4 млрд долл, что меньше, например, польского рынка ИТ при четырехкратной разнице в населении. Вторым препятствием является недостаточное использование современных ИТ для создания упорядоченной образовательной среды в регламентированном доступе, включающей в себя защищенные от повреждений учебные ресурсы массового применения. Также следует отметить, что, несмотря на реализацию масштабной ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды", в университетах пока не удается преодолеть тенденцию старения преподавательского состава, которая особенно тревожна для направления постоянно обновляющихся ИТ, требующего активного притока молодых преподавателей.

Третьим препятствием является дефицит разъяснительной работы по дифференциации позитивных и негативных воздействий общедоступных приложений ИТ, в первую очередь, на детей и подростков. Это приводит к растущему числу негативных последствий от нецелесообразного использования информационных технологий и ресурсов, которых несложно было бы избежать при соответствующей подготовке родителей.

По существу приоритетность развития ИКТ в последнее время в достаточной степени осознается административной и предпринимательской элитой страны. Важным свидетельством тому является раздел 5.4. (Развитие ИКТ) недавно одобренной правительством программы социально-экономического развития на 2003- 2005гг. В этом разделе отмечается, что в целях развития рынка ИКТ необходимо принятие следующих мер:

  • обеспечение комплексного характера государственных программ информатизации, включение в них разработки и поддержки специфического программного обеспечения и развитие обучения пользователей;
  • осуществление ускоренной информатизации государственных органов, в частности, создание электронной сети органов государственной власти, переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ информации. Разработка и внедрение электронных административных регламентов (ЭАР) и завершение создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части ЭАР;
  • внедрение технологий "электронной коммерции" в систему государственных закупок;
  • инвентаризация существующих государственных информационных ресурсов и разработка технологических решений, позволяющих формировать их как единую систему, доступную в режиме "он-лайн" для разных уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса;
  • обеспечение структур общего и профессионального образования материально-технической базой, интеллектуальной и финансовой поддержкой для достижения поголовной компьютерной грамотности и кардинального улучшения качества информационного обеспечения учебного процесса (в том числе на основе организация взаимодействия государства и делового сообщества);
  • модернизация учебных программ средних и высших профессиональных учебных заведений с учетом условий перехода к информационному обществу (в том числе введение новых специальностей в сфере бизнес-информатики и информационного права);
  • поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров повышения компьютерной грамотности;
  • создание на базе учреждений профессионального, высшего и среднего специального образования системы массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения;
  • развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных организаций: учебных заведений, библиотек, а также организаций федеральной почтовой связи;
  • внедрение технологий "дистанционного образования" и "дистанционной информационной среды", развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, "электронных библиотек" и "виртуальных музеев";
  • принятие базовых законов об аналогах собственноручной подписи, развитии государственных информационных ресурсов, об информационной безопасности. Повышение эффективности применения законодательства о защите авторских прав в области программного обеспечения;
  • информационная и организационная поддержка экспорта продуктов и услуг в сфере ИКТ, снятие существующих административных барьеров в области экспорта программного обеспечения.

Далее расссматривается перечень ключевых вопросов предстоящего развития ИКТ, на которые призвана ответить формируемая стратегия.

При всей актуальности и обоснованности мер, перечисленных в среднесрочной программе, они несут в большинстве своем тактическую нагрузку, связанную с необходимостью ликвидировать накопленные отставания в различных аспектах практического использования ИКТ от ведущих стран, повысить эффективность экономики, усовершенствовать технологическую базу образования.

Стратегия призвана определить объективную картину сложившейся ситуации с развитием ИТ и, опираясь на Доктрину информационной безопасности, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года, заложить долгосрочные ориентиры в развитии ИКТ.

Далее в докладе анализируется перечень вопросов развития ИКТ на который призвана ответить рассматриваемая стратегия.

К числу важнейших из этих вопросов отнесены вопросы усовершенствования преподавания информационных технологий на всех стадиях общего и профессионального образования а также циклов последующей переподготовки кадров для реального осуществления формулы непрерывного образования. Отмечается, что вследствие общецивилизационных тенденций продолжающегося беспрецедентно быстрого развития и диверсификации информационных технологий эти вопросы приобретают надотраслевой характер и нуждаются в построении специального долгосрочного комплекса мер поддержки со стороны общества и государства. Конференция в Суздале, инициированная Ассоциацией, объединяющей крупнейших участников рынка компьютерных технологий, как представляется, будет способствовать решению указанных вопросов.


"Стратегия информационно-технологического развития России" (полный текст доклада)
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 165Kb)...
Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga