home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






О преподавании программирования

В.П. Иванников (15:45-16:30 стенограмма доклада на конференции "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации", 15 мая 2003 г.),
МГУ им. Ломоносова.

Вы хорошо знаете о нынешнем состоянии образования и науки. Основная тема моего выступления: образование и программная индустрия.

Когда мы говорим о подготовке специалистов, нужно считать, что существуют три взаимосвязанных направления. Это наука, индустрия и образование.

В историческом плане - программная индустрия в США возникла в начале 60-х годов. Произошло событие, которое мы тогда восприняли с юмором и не придали должного значения - когда IBM приняла решение о разделении стоимости за аппаратуру и программное обеспечение. Все это было сделано не от хорошей жизни, не от недопонимания тенденций, а просто в то время был антитрестовский процесс, направленный против монополизма IBM. Нужно было создать некоторую нишу, где могли спокойно работать и конкурировать независимые компании. Для этой цели выделили программное обеспечение, а для этого нужно было разделить стоимость hardware и software. Ранее аппаратуру и программное обеспечение продавали или сдавали в аренду вместе.

Как раз этот шаг повлек за собой появление молодых и, следовательно, очень агрессивных, очень амбициозных программистских компаний.

Параллельно развивалась и наука программирования. Как наука computer science появилась в 60-х гг., когда появилась одноименная кафедра в Стэнфорде. Однако нужно различать computer science - это фундаментальная дисциплина, и software engineering. Некоторую аналогию можем провести с физикой: теоретическая физика пользуется результатами экспериментов, а экспериментальная физика пользуется теорией.

Параллельно ACM начала разрабатывать Curricula, которая каждые 10 лет обновляется, сейчас есть Computing Curricula 2001: Computer Science. Сейчас и по software engineering работает объединенный комитет. Некоторое различие существует, потому что Curricula построена не как программа, как специальность, а как некоторый вид программ.

У нас происходило примерно то же самое. В области образования и Академия Наук, и университеты были очень сильно интегрированы, наиболее значимые кафедры были в Москве, в Новосибирске и в Ленинграде. Не случайно, что образование было связано с академическими центрами, где работали многие известные преподаватели.

Теперь - об индустрии. Дело обстояло удручающее. Не было общественного осознания значимости информационных технологий, значимости программирования как своеобразной, независимой индустрии, независимой дисциплины. Эти моменты не были осознаны в обществе - ни в системе образования, ни в системе Академии Наук. Программирование выступало как служебная вещь, которая помогала чему-то другому, хотя это - самостоятельная дисциплина с самостоятельными задачами и самостоятельными проблемами. Миллионы людей в мире заняты в этой индустрии.

Здесь была еще одна очень неприятная вещь - постепенно наша экономика переходила на компьютерное управление. И, конечно, копирование системы IBM-360, PDP/11, копирование этих линий нанесли тяжелый удар и по исследованиям. Было узаконено пиратство, узаконено воровство. Это значит, что очень тяжелый труд программиста обесценивался. У нас был подъем в 70-х годах, а потом шла деградация в смысле науки, я уж не говорю об образовании.

В образовании не осознали, что нужна такая специальность: информатика, программирование. Это фундаментальная дисциплина, но такой специальности в Советском Союзе не было. И другая проблема - очень неоднородный уровень подготовки специалистов в разных вузах. Просто удручающая разница.

Теперь - как я понимаю нынешнюю ситуацию в России. Мы потеряли очень важную связь. Как в Советском Союзе была организована система передачи знаний к индустрии и обратная связь от индустрии к исследованиям? Индустрии программного обеспечения не было, но была промышленность, которая все равно многие программные системы была вынуждена делать. Другое дело, что программные системы были составной частью чего-то другого. Но была очень важная прослойка - это отраслевые институты, которые были очень сильно завязаны на промышленность. И передача знаний от Академии шла не непосредственно в промышленность, на заводы, она шла в КБ, в индустриально-исследовательские институты. У нас было разделено исследование и образование, но некоторые пересечения все-таки были, например, сотрудники академических институтов вместе с университетами участвовали в исследованиях. Эта связь исчезла во время перестройки. Учреждения образования лишились среды для подпитки, для обратной связи, и многие негативные последствия связаны именно с этой потерей.

Какова текущая ситуация с образованием? Во-первых, увеличилась дистанция между "элитными" и провинциальными вузами. Во-вторых, престижность карьеры ученого, карьеры педагога достаточно низкая. Хотя, с другой стороны, появились новые идеи в образовании, но мало что из этого попадает в реальность. В результате, средний возраст преподавателей постоянно растет (причем в возрасте 30-45 лет - практическая пустота), потеряна преемственность поколений

Беспорядок в министерстве по классификации специальностей продолжается. Есть 12 специальностей, появляются все новые и новые, которые имеют отношение к computer science - вплоть до того, что есть специальность "физико-техническая информатика". С другой стороны, спрос на программистов увеличивается, существует утечка молодых специалистов. Ситуация достаточно драматическая. Многие компании испытывают острую нехватку специалистов.

Нет людей, которые могут читать фундаментальные дисциплины - например, в МГУ никак не могут найти специалиста, который прочитал бы курс по транзакциям. Из-за этого зачастую фундаментальное образование подменяется тренингом. Элемент тренинга должен присутствовать, но он не должен подменять собой обучение!

Мне кажется, что наш шанс - это разработка высокотехнологичных вещей. Хотя индустрия, которая у нас есть, ориентирована на западный рынок, на котором больше востребован сервис, а не продукты.

Какие перед нами стоят задачи? Стандартизация требований. Укрепление подготовки по базовому математическому курсу. Знакомство студентов старших курсов с областями, в которых предстоит работать, и вообще с организацией производства.

Одна из генеральных вещей - это разработка курсов. Он должен включать в себя лекции, он должен включать детальные методики, и он должен включать в себя практикум. Я думаю, что такие курсы будут востребованы в провинциальных вузах. Наверное, нужно поддерживать и такие вещи, как подготовка в школах, наверное, нужно поддерживать школьные и студенческие олимпиады, хотя олимпиады и становятся в последнее время профессиональным спортом.

Вопрос. Можно узнать ваше мнение о технопарке в МФТИ как методе решения проблемы?
Ответ. Во многих университетах мира есть технопарки, и это очень важно для молодого специалиста, чтобы он имел возможность работать. Я воспринимаю технопарки как своего рода "свечные заводики", которые помогают университетам выжить. Однако в них тоже есть опасность "заездить" студента.

Вопрос. У Киплинга медведь Балу учил Маугли законам джунглей. И Маугли должен был произносить фразу "Мы с тобой одной крови - ты и я". В наших компьютерных "джунглях" появилась и бизнес-информатика, и электронные технологии, и прикладная информатика. Но мне кажется, что это все-таки люди одной культуры. Что объединяет всех этих специалистов? Есть ли такая основа, которую должны знать все, чтобы они могли понимать друг друга?
Ответ. Эта область очень быстро развивается. Нужно давать студентам самые новые инструменты, которые сейчас существуют. Но не изолированно, а в некоторой связи с остальным материалом. Поэтому необходимо фундаментальное образование. В нашей профессии все меняется очень быстро и потому людям придется всю жизнь учиться.

Вопрос. Как Вы оцениваете ситуацию в плане поддержки профессионального IT-образования? На мой взгляд, компоненты, которые касаются профессионального образования, недостаточно представлены в существующей программе. На Ваш взгляд, насколько удачно идет этот процесс? Что на него влияет? (комментарий из зала: "надо ли 5 семестров учить матанализ?")
Ответ. Не надо доводить все до абсурда. У нас на физтехе тоже есть проблемы (курс общей физики - 6 семестров!), но, тем не менее, мы хотя бы пытаемся найти разумный компромисс между фундаментальным и профессиональным образованием.

Вопрос. Как вы смотрите на программу РЕОИС и на то, что в ней недостаточно представлено направление обучения специалистов?
Ответ. Я был председателем экспертного совета по данной программе, и потому не хотел бы отвечать на этот вопрос. Вкратце говоря, не подготовлена была эта программа...


Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga