Некоторые оценки состояния и предложения по развитию компьютерного образования в России
д.т.н. Владимир Глебович Парфенов,
декан факультета информационных технологий и программирования Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета).
В настоящее время в российской высшей школе сложилась критическая ситуация с подготовкой высококвалифицированных специалистов по направлениям компьютерного профиля. Введенные в последние годы государственные стандарты выполняют весьма важную функцию в сохранении потенциала российской высшей школы, но могут, к сожалению, обеспечить лишь некоторый минимально допустимый уровень подготовки. Ясно, что уровни сложности излагаемого материала при заданной программе дисциплины могут существенно различаться. Однако число преподавателей дисциплин компьютерного цикла, способных излагать сложный материал на уровне, отвечающем международным стандартам, в современных российских вузах стало исчезающе малым. Данная ситуация была вызвана несколькими причинами.
Из всех российских вузовских преподавателей именно преподаватели компьютерных дисциплин имели в последнее десятилетие наибольшие возможности получить высокооплачиваемую работу по специальности вне университетских стен. В частности, в международных системах научных и технических разработок и бизнесе наиболее востребованными из выпускников российских вузов оказались российские компьютерщики. Российские математики, физики, биологи высоко ценятся за границей, но могут найти там работу в основном в университетах, где объем рынка рабочей силы все же ограничен. В отличие от этого зарубежный рынок специалистов-компьютерщиков практически безграничен и может поглотить всех квалифицированных российских компьютерщиков - и первого, и второго и даже третьего рядов. Подавляющая часть оставшихся в России высококвалифицированных вузовских педагогов и ученых переместилась в настоящее время в компьютерный сегмент частного бизнеса (и в частности, в компании оффшорного программирования) и также оказалась вне пределов досягаемости российских университетов.
Положение осложняется тем, что из-за высокой динамики развития компьютерной отрасли возникает необходимость постоянного обновления содержания учебных курсов. По скорости девальвации знаний и навыков вузовских преподавателей компьютерная область не имеет в настоящее время аналогов. Из-за этого возможности профессоров и доцентов возрастов, близких к пенсионному, которые составляют значительную, а на компьютерных кафедрах - весьма значительную долю университетских преподавателей, в постановке дисциплин по новейшим направлениям компьютерной техники и технологий - весьма ограничены. Они находятся, пожалуй, в наиболее стрессовой ситуации, когда накопленный опыт часто не может служить им опорой в учебном процессе.
Наконец, многие учебные курсы, особенно программистского профиля, носят ярко выраженный технологический характер и смещены в сторону получения не столько теоретических знаний, сколько умений и навыков. Это требует от преподавателя не только владения теоретическим материалом, но и наличия практического опыта работы в области разработки программного обеспечения. Однако специалист, умеющий разрабатывать программное обеспечение, не останется в вузе при существующем уровне оплаты, а переместится в соответствующую фирму.
В результате к настоящему времени вузы покинули практически все квалифицированные преподаватели "продуктивного" возраста.
Следствием этого печального положения является отсутствие у большинства выпускников российских вузов последних лет базовых знаний и навыков в области программирования. Как остроумно выразился один из руководителей проектов, формирование штата разработчиков в ряде фирм стало сейчас напоминать сбор прошедших кратковременное самообучение "народного ополчения и партизанских отрядов", которые предполагается "бросить в сражения за заказы" против имеющих специальную выучку "регулярных армий" разработчиков других стран. Опыт работы кадровых служб фирм показывает, что в последнее время при приеме выпускников на позиции разработчиков программного обеспечения доля кандидатов, успешно проходящих тестовые испытания, снизилась до единиц процентов.
Частично компенсировать описанные негативные явления можно только путем отбора среди всего контингента студентов кандидатов, имеющих заметные данные для работы в качестве разработчиков, и специальной организации для них процесса обучения, при котором будет обеспечена концентрация на подготовке отобранных студентов оставшихся в вузах материальных средств и квалифицированных преподавателей, а также средств, вносимых фирмами. По этому пути в последние четыре года и развивалась подготовка молодых разработчиков в Санкт-Петербурге. Можно отметить следующие организационные формы реализации такой подготовки, получившие практическое воплощение.
- Это вариант характерен для ситуации, когда фирма (иногда 2-3 фирмы) исторически выросли из кафедры и обе эти структуры имеют общее руководство. Фирма, по сути, за свой счет, предоставляя и технику и преподавателей, обычно работающих в этой же фирме, обеспечивает компьютерную составляющую учебного процесса и забирает себе лучшую и большую часть выпускников кафедры. Примерами такой постановки дела являются кафедра системного программирования СПбГУ, кафедра математического обеспечения СПбГЭТУ, кафедра прикладной математики СПбГПУ. Студент обычно начинает контактировать с кафедрой на третьем курсе и с четвертого курса постепенно вписывается в реальную практику разработок.
- Санкт-Петербургский центр корпорации "Моторола", организует и финансирует на факультете технической кибернетики СПбГПУ и факультете автоматики и вычислительной техники СПбГЭТУ отбор после четырех лет обучения примерно 30-40 студентов и весь их учебный процесс на 5 и 6 курсах по специально составленным учебным планам. После 5 курса лучшие студенты направляются на практику в центр, а на 6 курсе приступают к работе.
- Кафедра компьютерных технологий СПбГИТМО(ТУ) сотрудничает с примерно 10 крупными петербургскими софтверными фирмами. На кафедре организуется специальный отбор способных кандидатов в студенты еще на уровне школы. В частности приглашается большое число дипломантов Всероссийских олимпиад школьников по информатике из других городов. Студенты кафедры находятся под ее контролем и получают усиленную программистскую подготовку, начиная прямо с первого семестра первого курса. После третьего курса они распределяются на научно-исследовательскую бакалаврскую практику, сочетаемую обычно с небольшого объема работой, в партнерские фирмы. Как правило, эта
бакалаврская практика переходит после защиты бакалаврской работы в магистерскую. При этом на 5 и 6 курсах студент полноценно работает в фирме, поскольку учебные занятия проводятся вечером, и одновременно подготавливает там магистерскую диссертацию. Вносимые фирмами средства используются для поддержания учебного процесса.
- Специальный двухлетний образовательный проект проводился в 2000-2002гг. СПбГИТМО(ТУ) по заказу фирмы Artificial Life, а после ее закрытия - Санкт-Петербургским центром корпорации Siemens. В ходе проекта отбирались примерно 60 способных студентов, закончивших 4 (или 3) полных курса обучения по компьютерной специальности в одном из 10 ведущих вузов города. Сформированные три группы студентов обучались в вечернее время по утвержденной фирмой-заказчиком учебной программе, включающей различные программистские дисциплины, объемом порядка 300 учебных часов в первый год обучения, который завершался защитой соответствующей выпускной работы, и 150 - во второй. После первого семестра студенты приходили на практику в фирму объемом 15-20 часов в неделю. На втором году обучения студенты полноценно работали в фирме. Результаты данного проекта получили хорошую оценку специалистов.
Опыт работы по указанным направлениям позволяет сделать ряд выводов
- В настоящее время является целесообразным и даже необходимым построение структур, имеющих целью раннее выявление наиболее способных студентов младших курсов, их интенсивный тренинг в области современных технологий программирования и плавный ввод в реальную практику разработок фирмы, сочетающиеся с продолжением и завершением их обучения в университете. Такая схема является экономически эффективной, поскольку конкуренты при "переманивании" сотрудника должны будут понести финансовые затраты для значительного увеличения его зарплаты, превышающие в российских условиях затраты на предварительный тренинг такого сотрудника.
- Необходимыми условиями для построения указанных структур являются правильный выбор базового университета для реализации образовательного проекта, наличие специальных баз данных и технологий для поиска способных студентов, использование оптимального сочетания обучения и практической работы студентов, создание специальной общей для фирмы и университета образовательной структуры, наличие эффективного совместного менеджмента проекта со стороны университета и фирмы, правильный учет особенностей внутренних финансовых отношений, сложившихся в современных российских вузах.
- В настоящее время развитие компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения, достигло в России стадии, при которой началось создание подобных структур (кроме Санкт-Петербурга, например, и в Новосибирске, Нижнем Новгороде и т.д.). Это неизбежно приведет в ближайшие 2 года к полному "разделу российского рынка" способных молодых программистов между небольшим числом крупных компаний, которые "стартуют первыми" и проявят энергию и волю для достижения поставленной цели
- По общему мнению, оптимальным временем для привлечения студента в проект в современных условиях является начало 4 курса обучения. На младших курсах еще недостаточна социальная зрелость студента, а на 5 курсе практически все способные студенты начинают работать и "оказываются потерянными" для фирмы.
- Необходимо решить вопросы юридического оформления отношений между студентом и фирмой, оказывающей финансовую поддержку его учебе.
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 94Kb)...
Обсудить на форуме...
|