home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






Внеплановая статья

В.Л. Павлов (vlpavlov@ieee.org),
eLine Software, Inc.,
Днепропетровск / Питтсбург.

Данный материал родился неожиданно. 7 апреля состоялся последний в этом сезоне открытый семинар Днепропетровской гильдии сертифицированных ИТ-профессионалов. После основного доклада я выступил с небольшим сообщением о предстоящей конференции "Преподавание Информационных Технологий в России" и совершенно спонтанно предложил народу высказаться о возможных путях улучшения ситуации в отечественном ИТ-образовании. Идея была бурно поддержана и в результате получился небольшой мозговой штурм. Осознав, что происходит, я начал записывать звучавшие предложения. Ниже приводится итоговый список идей.

Основной контингент участников семинара - студенты и преподаватели ВУЗов Днепропетровска - лица непосредственно заинтересованные в повышении качества и эффективности ИТ-образования, поэтому к их мнению прислушаться однозначно стоит. Конечно, многое из того, что прозвучало на нашем мозговом штурме, уже неоднократно обсуждалось ранее в статьях, на конференциях, совещаниях, форумах и т.п. Кое-что выглядит наивно, но, может, это и плюс? Меня поразили искренность и энтузиазм преподавателей и студентов, обсуждавших общие проблемы, - разница в возрасте и статусе практически не была заметна.

Повторюсь: то, что приводится ниже - не более чем необработанный список разрозненных идей, ни коим образом не претендующий на роль какого-либо плана, манифеста или хотя бы на наличие внутренней логики ;-)) Но, мне кажется, этот материал будет безусловно полезным при подготовке к предстоящим на конференции "Преподавание Информационных Технологий в России" дискуссиям.

Итак, для повышения уровня преподавания ИТ в отечественных ВУЗах необходимо следующее:

  • У ВУЗов должен быть механизм получения от студентов, выпускников и работодателей обратной связи об учебных программах и качестве преподавания. Сейчас такого механизма нет.

  • Сегодня многие парни поступают в ВУЗы исключительно для того, что бы не попасть в армию. Если бы в ВУЗы шли только те, кому нужно образование, то они предъявляли бы намного более высокие требования к уровню преподавания, тем самым стимулируя доцентов и профессоров ответственней относится к своей работе. Кроме того, было бы меньше желающих учиться - можно было бы сократить бестолковых преподавателей и больше платить умным и полезным. Следовательно, нужно изменить существующую ситуацию необходимости выбора между ВУЗом и армией. (NB: мысль была высказана студентом!).

  • Необходимо разукрупнить ВУЗы - это позволит им быть более гибкими и динамичнее реагировать на потребности студентов.

  • Процесс внесения изменений в учебные программы очень долог и бюрократизирован - он должен быть значительно упрощен.

  • Аттестация преподавателей должна быть не формальной, а реально действующей процедурой, и в нее должны быть вовлечены студенты. После сессий нужно выгонять не только студентов, но и преподавателей - тогда будет баланс.

  • Должна быть открытая конкуренция между преподавателями за студентов, Для основных курсов у студента должна быть альтернатива, у кого этот курс слушать. В результате будет видно, к кому студенты идут, а к кому - нет.

  • Переводной современной литературы по фундаментальным дисциплинам мало. Между тем, в Internet доступен огромный объем информации, но - на английском языке. Следовательно, для преподавателей ИТ-дисциплин нужно ввести языковый ценз и заставить их выучить английский. Никого не удивляет, что все врачи должны знать латынь, но ведь в ИТ ситуация с языком подобна медицине. Английский - язык современной компьютерной науки.

  • Надо активно рекламировать среди студентов идею членства в ACM, где всего лишь за $43/год можно получить доступ к более чем 200 учебным курсам по современным ИТ-технологиям.

  • В ВУЗах - засилье продуктов Microsoft. Необходимо обучать студентов работе с ПО различных производителей, в т.ч. open source.

  • Для преподавателей должны быть организованы эффективные курсы повышения квалификации и увеличено количество стажировок за рубежом.

  • Необходимо привозить профессоров из Японии, Германии, США и др. стран.

  • Должен быть разработан долгосрочный план развития отечественного ИТ-образования. Это не дело, что появление СС-2001-CS было почти для всех в СССР неожиданностью. Через 8 лет, когда появится СС-2011, к этому нужно быть готовыми заранее, и, более того, самим принять активное участие в разработке этого документа.

  • Преподавателям надо повысить зарплату.

  • Сейчас государство за образование студента платит деньги ВУЗу. Это неправильно. Деньги надо выдать студенту (перевести их ему на спецсчет), а он пусть сам решает, обучиться здесь, или, добавив к государственным деньгам сбережения родителей, получить образование в Париже. Естественно, он должен предварительно заключить с государством договор и взять на себя обязательство сколько-то лет потом отработать на Родине.

  • Если государство субсидирует ВУЗы, техникумы и училища, то нужно субсидировать и СТЕСи.

  • В ВУЗах, когда учат ИТ, то преподают либо излишне теоретичные предметы, либо уж слишком привязанные к практике (конкретные языки программирования). Тем же абстрактным вопросам, которые связаны с реалиями индустрии (например, дизайн сложных систем), внимания уделяется мало. Такую ситуацию необходимо исправить.

  • Нередко преподаватели учат тому, чем сами не занимаются. Их надо заставлять участвовать в практической работе.

  • К защите диссертаций надо допускать только тех аспирантов, которые имеют несколько публикаций за рубежом в журналах IEEE или ACM.

  • Значительная часть изменений всегда делается энтузиастами. Нужно создать для них среду взаимодействия. Тогда, объединившись, они смогут добиться большего.

  • Так складывается, что сегодня на Западе ИТ потенциал стран бывшего СССР рекламируется, в основном, с точки зрения его использования для offshore development. Иными словами, в традиционной аббревиатуре R&D сделан упор на D. Необходимо намного более активно рекламировать наши исследовательские возможности - это позволит привлечь в ВУЗы дополнительные деньги, задействовать преподавателей (да и студентов) в реальных проектах, удержать в институтах творческие кадры и т.п. Если компании-разработчики создают консорциумы, что бы совместно рекламировать себя на Западе, то, вероятно, по тому же пути следует пойти и университетам.

В заключение этой небольшой "внеплановой статьи" я хотел бы поблагодарить всех участников описанного здесь мозгового штурма и предложить читателям попробовать организовать подобные мероприятия в своих городах. Уже сам факт совместного заинтересованного обсуждения позволит преподавателям и студентам немного по-новому взглянуть друг на друга, на будущее отечественной компьютерной науки и на свою роль в этом будущем.


Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga