Опыт преподавания информатики в соответствии с рекомендациями СС2001 в профильных классах средней школы
к.ф.-м.н., доц. В.М. Поркшеян, д.т.н., проф. И.В. Богуславский
ГОУ ДПО "Институт управления и инноваций авиационной промышленности", г. Ростов-на-Дону
Наш институт специализируется в области дополнительного образования, в частности, с апреля 2001 года, нами реализуются три программы профессиональной переподготовки в области IT: "Электронные технологии экономики", "Информационные системы в управлении", "Стратегическое управление информационной безопасностью". Все программы ориентированы на менеджеров. С мая 2002 г. в рамках программы "Электронные технологии экономики", предназначенной для изучения CALS-технологий, начата реализация специализации "Технологии программирования". В учебный план данной специализации нами были включены рекомендации Computing Curricula 2001.
реализация данных рекомендаций натолкнула нас на необходимость более раннего изучения основных фундаментальных вещей - так появился расширенный курс информатики в профильных классах Института.
С сентября 2002 г. данный курс реализуется пока только в одном классе - 10. Предварительный анализ показал полное непонимание родителями учеников необходимости данного курса - мы долго "воевали" с ними, объясняя, почему "уменьшено время пребывания у компьютера", а "увеличены часы математики". В конце концов компромисс был достигнут после того, как ученики в течение 9 месяц слушали математические основы современных информационных технологий.
Нам показалось наиболее целесообразным начинать данный курс с математической логики, дискретной математики, теории множеств, теории вероятностей, дискретных случайных величин. Предлагаемый подход сочетается и с современной математикой, которая базируется на теоретико-множественном подходе.
Особое значение мы отводим вводным занятиям, посвященным проблемам соотношения опыта и абстрактного мышления; абстрактных рассуждений как источника нового знания; о природе наук вообще и математике в частности.
По результатам практического обучения учеников 10 класса предлагается несколько изменить традиционную схему изложения основ логики, включив анализ методов математического доказательства в тему "Логические законы". А вопросы логического обоснования и приложений метода математической индукции следует вынести за рамки всего раздела "Основы математической логики".
Особого внимания заслуживает тема "Проблема истинности в математической теории. Понятии и критерий логического следствия". При изучении данной темы особый акцент должен быть сделан на принципиальное отличие формализованного и сугубо бытового содержания понятий "истина", "ложь", "строгое доказательство". Учитывая возрастной состав и уровень математической подготовки аудитории излагаемый материал существенно "оживлен" большим количеством примеров.
Выводы:
- Выбранная ориентация профильных классов Института на программы международного бакалавриата по направлениям информатика (computer science) и иностранный язык учениками и их родителями признана целесообразной.
- С сентября 2003 г. программа дополнительного образования по информатике для учащихся профильных классов в соответствии с рекомендациями CC2001 будет введена нами во всех классах - с 9-го по 11-ый.
- Количество часов на программу дополнительного образования по информатике для учащихся профильных классов в соответствии с рекомендациями CC2001 с сентября 2003 г. будет увеличено как минимум вдвое.
Заключение
Учебные планы программы дополнительного образования по информатике для учащихся профильных 9 - 11 классов в соответствии с рекомендациями CC2001 сейчас разрабатываются. Все ваши предложения и замечания будут приняты и рассмотрены с благодарностью.
Обсудить на форуме...
|