Проблемы подготовки специалистов по информатике на математическом факультете Кемеровского государственного университета и их решения
д.ф.-м.н., проф. К.Е. Афанасьев, к.п.н. Н.А.Русакова,
Кемеровский госуниверситет.
Кемеровский госуниверситет является крупнейшим вузом Сибирского региона на базе которого идет подготовка специалистов по математике и информатике. Ежегодно на математический факультет поступают заявки от различных организаций, как на программистов, так и на других специалистов в области информационных технологий. Причем мы видим, что вместе ростом спроса на специалистов такого профиля, растет и уровень требований к их знаниям и умениям. На протяжении многих лет на математическом факультете КемГУ, как и во многих других университетах, подготовка таких специалистов ведется в рамках специальности 010200 "Прикладная математика и информатика".
В связи с этим возникают проблемы:
- Квалификация, присваиваемая выпускникам университета по данной специальности "Математик. Системный программист". Вместе с тем, анализ госстандарта по этой специальности показывает, что в перечне обязательных общепрофессиональных дисциплин отсутствуют курсы, необходимые для подготовки квалифицированных специалистов в области программирования, создания и сопровождения информационных систем и т.п. И таким образом, содержание будущей профессиональной деятельности в них отражено минимально. Частично эта проблема на математическом факультете КемГУ решается за счет курсов по выбору и специальных курсов, а также включением в учебные планы интегрированных курсов (как по общим математическим дисциплинам, так и по дисциплинам гуманитарного блока), поскольку выпускники математического факультета должны обладать не только фундаментальными знаниями, но и практическими навыками использования информационных технологий в различных предметных областях.
- Абитуриенты имеют весьма неоднородную подготовку по информатике. Отсутствие в школах единых программ по информатике, маленькое количество часов, отводимых на предмет, ориентация учителей на различные учебники. Для решения этой проблемы проводится дифференциация первокурсников по уровню подготовки и в зависимости от этого выстраивается траектория их обучения. Под руководством преподавателей кафедры ЮНЕСКО по НИТ, в городском классическом лицее, входящим в Центр непрерывного образования КемГУ, открыто отделение "Информационные технологии". Здесь ведется подготовка школьников по углубленным программам в области информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны, согласовывать программы школьной и вузовской информатики, а с другой, - определять какими знаниями и умениями должны обладать школьники для возможности продолжать свое образование по выбранному направлению. Этот вопрос особенно важен на современном этапе реформирования школьного образования и переходе к профильному образованию. Университетам необходимо курировать соответствующие направления подготовки школьников.
- Специалисты в области информатики должны обладать достаточно высоким уровнем математической подготовки. И здесь необходимо определить перечень и, особенно, содержание математических дисциплин, необходимых для подготовки специалистов по информатике. Основной акцент, конечно, необходимо сделать на такие курсы, как алгебра, дискретная математика, математическая логика, теория графов и др. Кроме того, при преподавании этих курсов необходимо показывать области применения тех или иных знаний в конкретных предметных областях.
Важным шагом к решению данных проблем явилось открытие в 2001 году специальности 351500 "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем".
Обсудить на форуме...
|