Опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс Ульяновского государственного технического университета
Соснин П.И., д.т.н., профессор, проректор по информатизации УлГТУ
Шишкин В.В., к.т.н, доцент, декан факультета информационных систем и технологий УлГТУ
Виноградов А.Б., к.т.н., доцент, директор Центра разработки электронных и мультимедиа технологий УлГТУ
Массовое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс Ульяновского государственного технического университета обеспечивает ряд специализированных центров и учебно-исследовательских лабораторий, в том числе Центр разработки электронных и мультимедиа технологий (ЦРЭМТ), Компьютерно-демонстрационный центр (КДЦ) и отдел информатизации университетской библиотеки (ОИБ).
Исследования и разработки ЦРЭМТ сосредоточены на полном покрытии дисциплин учебных планов направлений и специальностей электронными учебными изданиями (ЭУИ). Целью деятельности ЦРЭМТ является создание условий и механизмов перехода к новым формам обучения с широким внедрением электронных учебных изданий, призванных заменить и дополнить традиционную учебную литературу. Общеизвестные достоинства ЭУИ позволяют поднять учебный процесс на качественно новый уровень. В электронном издании могут быть реализованы практически любые методические приемы, используемые преподавателем на занятиях.
Основная проблема полного покрытия дисциплин учебных планов специальностей заключается в значительной трудоемкости создания качественных ЭУИ и отсутствии у большинства преподавателей не информационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельной работы. В связи с этим ЦРЭМТ была предложена многоуровневая концепция создания электронных учебных изданий. Суть концепции заключается в следующем. На основе анализа инструментальных средств были выделены инструменты, обеспечивающие создание ЭУИ, разного уровня сложности и, соответственно, требующие различных усилий для освоения. Для каждого инструмента была разработана детальная методика создания ЭУИ с его помощью. Методики нашли свое выражение в учебных курсах, учебных пособиях, изданных типографским способом и в электронном виде, и наборе примеров. Были выделены и разработаны следующие методики:
- создание гипертекстовых ЭУИ в формате Windows Help;
- создание мультимедиа ЭУИ в формате PDF;
- создание виртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭУИ в авторской среде Asymetrix Toolbook;
- создание виртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭУИ в форме Интернет приложений;
- создание компьютерных учебных видеофильмов.
ЭУИ, получаемые в рамках первых двух методик, создаются с помощью достаточно простых инструментальных средств. В следствие чего значительная часть преподавателей, имеющих богатый методический опыт, но не достаточно владеющих информационными технологиями, может их освоить достаточно легко и быстро и реализовать свои авторские педагогические методики самостоятельно. Обучающие мультимедиа программы, получаемые в рамках третьей и четвертой методик, крайне сложны в разработке, инструментальные средства являют собой сложный комплекс программ для создания видеоматериалов, полноцветных иллюстраций, авторской речи и верстки конечного продукта. Причем основная доля работ - это написание сценария, что также требует специальной подготовки. Реализация данных методик возможна только в коллективе профессионалов. Последняя технология предполагает тесное сотрудничество преподавателей-предметников с технически оснащенной группы профессионалов. Съемка и монтаж фильмов может проводиться на недорогой технике.
В рамках компьютерного демонстрационного центра осваиваются технологии и методики мультимедийного и видео сопровождения лекций и иного вида учебных занятий. Аппаратно-программная база КДЦ позволяет оперативно переходить к документ-камерным изображениям и воспроизведению графики и формул на специальных планшетах. Источниками опыта являются реальные лекции ведущих преподавателей университета, фрагменты которых регистрируются видеокамерой. Опыт и технологии тиражируются в специализированных аудиториях, оборудованных по образцу КДЦ. Каждый год, начиная с 2001 года, университет вводит в эксплуатацию не менее 2-х таких аудиторий. Особо важным в компьютерной демонстрации является оперативное использование электронных учебно-методических комплексов, использующих систему адресных ссылок на интернет-ресурсы.
На библиотеку УлГТУ приказом Министерства с 1969 г. возложены функции методического центра библиотек ВУЗов и ССУЗов области. В рамках этого проводится большая работа по оказанию методической помощи библиотекам области по вопросам компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
Научная библиотека осуществляет разработку технической политики в области компьютеризации библиотечной деятельности, проводит выбор и экспертизу инструментальных средств автоматизации библиотечной деятельности, создает целостную автоматизированную систему управления библиотечными процессами, включающей разработку, внедрение и поддержку автоматизированных подсистем на базе информационных сетей.
На базе ОИБ создана группа серверов для организации корпоративных базы данных электронных изданий библиотек региона, электронной доставки полнотекстовых документов из библиотек других регионов и издательств, перевода межбиблиотечного абонемента на электронную форму доставки литературы, внедрения сетевых технологий в процессы комплектования библиотеки.
Рассмотренные центры являются базовыми в информатизации учебного процесса УлГТУ, обеспечивают комплексный и системный подход, включая в работу учебно-исследовательские и научно-исследовательские лаборатории кафедр и профессорско-преподавательский состав.
Обсудить на форуме...
|