home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






Некоторые аспекты организации самомтоятельной работы студентов

к.т.н. Соколова Е.В.,
Южно-Уральский Государственный Университет, филиал в г. Златоусте.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические, экономические и научные задачи.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

  1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими и учебными материалами.
  4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

В определении сочетания аудиторной и самостоятельной работы вуз руководствуется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где отводится на внеаудиторную самостоятельную работу студента половину недельного бюджета времени. Это привело к сокращению числа часов аудиторных занятий, притом, что содержательная часть курсов не уменьшилась, а в некоторых разделах даже расширилась. Произошло сокращение "звонковой" нагрузки преподавателя. В связи с этим планирование, организация и реализация работы студента в отсутствии преподавателя явилась важнейшей задачей обучения студента в вузе.

Что касается организации самостоятельной работы студента, то в ситуации отсутствия навыков такой работы на первых курсах преподавателю, как правило, принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый. И только по мере продвижения к старшим курсам процесс самостоятельной работы постепенно превращается в творческий. По информатике студентам задаются конкретные темы и вопросы для повторения, проработки или самостоятельного изучения. Здесь ставится целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. А вот выполнение курсовой работы по информатике предполагает уже элементы творческого подхода.

Следующий вопрос - это обеспечение студента соответствующей методической литературой. Хотя ГОСы введены с 2001 года, методического обеспечения внеаудиторной СРС еще недостаточно, причем не только количественно, но и качественно. Сложившаяся кризисная ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Очевидный выход - в изданиях конспектов расширенных лекций, учебных пособий, выдачи раздаточного материала. План изданий нашей кафедры формируется с таким учетом, чтобы издаваемые методические и учебные пособия можно было успешно использовать как в организации самостоятельной, так и аудиторной работы. Но экземплярность имеющейся и тиражи издаваемой литературы явно недостаточны. В этом могут помочь множительная техника, доступная студенту, а так же новые информационные технологии и мощный информационный источник - Internet.

Развитие новых образовательных форм, основанных на применении современных компьютерных технологий, привело к появлению разнообразных мультимедийных продуктов. Основная цель применения электронных учебных пособий - повышение эффективности обучения - достигается различными методами, направленными на усиление мотивации обучающегося и активизацию его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации. В учебном процессе предлагается использовать следующие виды электронных учебных продуктов: лекционные демонстрации; видео лекции и видео уроки; видеофильмы; электронные учебники. Как известно, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую, аудио-часть, статическую графику, анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. Форма организации материала предоставляет возможность пользователю самостоятельно выбирать последовательность освоения курса; повторно просматривать те или иные разделы. Электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и в качестве материалов для самостоятельной работы студентов.

Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, наверное, следует рекомендовать использование электронных изданий. Вместе с тем, переход на такой способ общения со студентом требует разрабатывать и приобретать электронные учебники, оболочки для их самостоятельного создания, обучающие программы, специализированные тренажеры. На нашей есть успешный опыт использования обучающих программ в курсе информатики, которые позволяют студенту в удобное время и в привычном для него темпе самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Создается так же база экзаменационных и зачетных материалов в электронном виде для ее использования студентами в качестве подготовки к контрольным мероприятиям. Развитие именного этого направления видится чрезвычайно перспективным.

Очень важное условие эффективности самостоятельной работы - это её контроль. Психологически для младшекурсника имеет смысл только та работа, которая будет проконтролирована и оценена. Изучение информатики подразумевает подготовку к каждой лабораторной работе и защиту ее результатов, проведение контрольных работ и зачетных тестов. В наших учебных планах не предусмотрены часы на разработку и контроль СРС. Один из выходов видится в применении компьютерного тестирования. Но на разработку, модернизацию, проведение тоже необходимо время. И конечно же один из недостатков тестов в том, что студенты не формулируют свои мысли, а как правило выбирают один из вариантов ответов. У нас есть опыт проведения экзаменов по информатике в виде теста, но это применимо только в том случае, когда в течение семестра проводились письменные контрольные работы. Думается, что в этом вопросе нужно корректировать нагрузку преподавателей, предусматривая время на проверку СРС.

Таким образом, выполнение требований образовательного стандарта в области организации внеаудиторной СРС необходимо:

  • формирование навыков самостоятельной работы студентов;
  • разработка нормативов внеаудиторной работы преподавателя и студента для контроля за ходом выполнения СРС;
  • издание специальной учебно-методической литературы и их электронных версий;
  • использование имеющихся и разработка собственных электронных изданий.

Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga