Концепция и принципы разработки образовательных стандартов бакалавра и магистра по направлению "Информационные технологии"
д.ф.-м.н., проф. В.А. Сухомлин Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова
Актуальность
Научно-прикладное направление "Информационные технологии" относится к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и обладает высокой тенденцией роста.
Область информационных технологий представляет собой:
- Обширную научную область знаний, объединяющую десятки крупных научных направлений, таких как: искусственный интеллект, вычислительная математика, инженерия программного обеспечения, когнитивная наука, архитектуры компьютерных систем, автоматизация научных исследований, Web-технологии и пр.
- Обширную область профессиональной деятельности, характеризующуюся постоянно расширяющейся сферой применения, все возрастающим спросом на высокопрофессиональное кадровое обеспечение.
- Актуальное в мировой системе университетского образования образовательное направление ("Информационные технологии" или "Computing") - одно из наиболее активно развивающихся, базовых для других научных и прикладных дисциплин.
Благодаря высокой научной и практической значимости области информационных технологий, ее быстрому развитию как образовательной дисциплины в международной системе высшего образования, актуальной задачей, соответствующей интересам науки и практики, стало создание образовательного направления "Информационные технологии", а также разработка образовательных стандартов по данному направлению, совместимых с зарубежными образовательными программами по данному направлению.
В связи с вышесказанным Министерство образования на июльском методическом совете 2002 г. приняло предложение МГУ им. Ломоносова о создании нового образовательного направления 511900 Информационные технологии и утвердило представленные московским университетом образовательные стандарты бакалавра и магистра по данному направлению. Приказом по Министерству образования РФ N 4175 от 29.11.2002 новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 "Информационные технологии" было создано официально.
Цели образовательных стандартов бакалавра и магистра по направлению 511900 Информационные технологии
Целями разработки стандартов бакалавра и магистра по направлению "Информационные технологии" являлись:
- подготовка профессионалов в области информационных технологий в соответствии с международными рекомендациями, определенными в документе организаций ACM и CS IEEE "Computing Curricula 2001", способных развивать научно-методические основы ИТ, разрабатывать стандарты, спецификации и профили новых ИТ, создавать реализации новых ИТ;
- усиление роли российской науки и высшей школы в формировании научно-методических основ области информационных технологий и развитии важнейших наукоемких направлений этой области;
- интеграция российского образования в области информационных технологий в международную образовательную систему.
Принципы разработки
Основными принципами разработки стандарта являлись:
- Целенаправленное обучение ИТ-профессии, что является основным принципом разработки документа СС2001.
- Соответствие международным рекомендациям и образовательным стандартам, что является необходимым для обеспечения открытости образования на международном уровне, его интеграции в международную образовательную систему.
- Фундаментальность обучения, выраженная в частности в углубленной и целенаправленной математической подготовке.
- Повышение роли в математической подготовке дисциплин дискретной математики, математической логики и математических методов, непосредственно используемых в формировании научно-методических основ области ИТ.
- Полное включение ядерных разделов СС2001 в состав общеобразовательных дисциплин, что обеспечивает соответствие международным требованиям к уровню подготовки, упрощает сертификацию учебных программ на международном уровне.
- Модульное построение разделов цикла ОПД, содержащих модули ядра, что обеспечивает возможность построения равномощных учебных программ на основе различных педагогических стратегий.
- Включение в состав ядра цикла актуальных дисциплин, формирующих профессиональный профиль ИТ-профессионала.
- Включение в цикл ОПД значительного объема часов (порядка 500) по практикумам, что обеспечивает развитие необходимых профессиональных навыков и умений.
Выводы
- Область информационных технологий сложилась как самостоятельная научная дисциплина и обширная сфера профессиональной деятельности, поэтому создание нового образовательного направления "Информационные технологии" стало актуальным решением, имеющим высокое научное и прикладное значение.
- Разработка образовательных стандартов по направлению "Информационные технологии" обеспечило нормативно-методическую базу для интеграции с мировой образовательной системой по данному актуальному направлению, сохраняя и развивая при этом сильные стороны отечественной высшей школы, выраженные в более фундаментальной и целенаправленной математической подготовке.
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 506Kb)...
Обсудить на форуме...
|