Объектные технологии информатизации образования
Тихомиров В.П. Ректор МЭСИ, академик, д.э.н, профессор. E-mail: office@rector.mesi.ru.
Хорошилов А.В. Первый проректор МЭСИ, к.э.н., профессор. E-mail: AKhor@rector.mesi.ru.
Титарев Д.Л. Начальник НТЦ НИИ Образовательных Технологий МЭСИ. E-mail: DTitarev@staff.mesi.ru
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
Проникновение информационных технологий в различные отрасли и, как следствие, в образовательные программы становится все более интенсивным. Информационные дисциплины требуются не только при подготовке программистов, специалистов по информационным системам, но и практически во всех других специальностях. Преподавание таких дисциплин для каждой из специальностей происходит некоторым, единообразным унифицированным способом, в то время как для каждого из студентов была бы предпочтительной персональная траектория обучения. Таким образом, возникает проблема динамического формирования учебных материалов и процессов, как для различных направлений подготовки, так и для персональных предпочтений обучающихся.
Решение этой проблемы лежит на путях пересмотра классической концепции построения учебных материалом и процессов. Основой новой концепции становится объектный принцип построения учебных материалов. В соответствии с этим принципом, учебный материал разбивается на части - объекты. В результате, происходит переход от больших негибких курсов к многократно используемым отдельным учебным объектам (RLO - Reusable Learning Object), доступным для поиска и включения в другие курсы, централизованного редактирования и т.д. Разработка объектов может вестись различными авторами, в различных средах и впоследствии они будут доступными для использования из хранилищ объектов, построенных по общим правилам и стандартам.
Разработка и использование технологических средств происходит на основе системы стандартов и соглашений, архитектура среды обучения для них формируется стандартами на интерфейсы, форматы, протоколы обмена информацией.
Наиболее активно развивающейся международной образовательной ассоциацией, которая выступает связующим звеном между мировыми технологическими образовательными системами, в настоящее время является консорциум IMS Global Learning Consortium (http://www.imsglobal.org). Деятельность консорциума направлена на разработку системы базовых стандартов и спецификаций, описывающих требования к элементам учебного процесса в среде новых образовательных технологий, основополагающими из которых являются:
- стандартизация форматов и принципов разработки учебных материалов: IMS Content Package;
- стандартизация контроля знаний: IMS Questions and Tests Interoperability;
- стандартизация описания учебных материалов: IMS MetaData;
- стандартизация форматов хранение и поиск учебной информации: IMS Digital Repositories;
- стандартизация сценариев проведения учебного процесса: IMS Simple Sequencing.
В Московском Государственном Университете Экономики Статистики и Информатики (МЭСИ) впервые в России были начаты исследования и разработки в области объектных технологий образования. В результате применения и реализации международных образовательных спецификаций была создана модель информационно-программной среды полностью "прошитой" стандартами, получившая название ТОР (Технологии Образовательных Ресурсов) и реализованная в виде 3-х уровневой системы:
- Разработка Учебных Материалов (УМ) - ТОР Система Автоматизированного проектирования УМ (САПРУМ). Разбиение содержания курсов (тестов, дополнительных материалов и т.д.) на отдельные части (объекты) для их повторного использования и формирования новых курсов с обновлением содержания из первоисточника.
- Хранение УМ - Репозитарий объектов ТОР (РОТОР). Все размеченные объекты хранятся в единой базе данных, уникально идентифицированы и могут быть внедрены в новые учебные материалы путем наследования, копирования и т.д.
- Учебный процесс - ТОР Основной Сервер (ТОРОС). Курсы предоставляются студенту в некой последовательности, формирующейся в соответствии со знаниями и предпочтениями студента, которые определяются результатами тестирований, проводимыми перед и после изучения определенного раздела курса.
Таким образом, декомпозиция учебных материалов обеспечивает не только возможность работы с одним объектом в неограниченном количестве контекстов, учебных программ, учебных заведений, но так же обеспечивает формирование гибких курсов и учебных процессов, в которых каждый студент продвигается в процессе обучения по уникальной и эффективной именно для него траектории. Происходит внедрение указанного технологического комплекса в разработку объектно-ориентированных курсов и организацию учебных процессов по специальности "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем".
Внедрение рассмотренных прогрессивных технологий в более широком масштабе требует радикального пересмотра политики информатизации образования.
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 2269Kb)...
Обсудить на форуме...
|