home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






Объектные технологии информатизации образования

Тихомиров В.П. Ректор МЭСИ, академик, д.э.н, профессор. E-mail: office@rector.mesi.ru.
Хорошилов А.В. Первый проректор МЭСИ, к.э.н., профессор. E-mail: AKhor@rector.mesi.ru.
Титарев Д.Л. Начальник НТЦ НИИ Образовательных Технологий МЭСИ. E-mail: DTitarev@staff.mesi.ru
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

Проникновение информационных технологий в различные отрасли и, как следствие, в образовательные программы становится все более интенсивным. Информационные дисциплины требуются не только при подготовке программистов, специалистов по информационным системам, но и практически во всех других специальностях. Преподавание таких дисциплин для каждой из специальностей происходит некоторым, единообразным унифицированным способом, в то время как для каждого из студентов была бы предпочтительной персональная траектория обучения. Таким образом, возникает проблема динамического формирования учебных материалов и процессов, как для различных направлений подготовки, так и для персональных предпочтений обучающихся.

Решение этой проблемы лежит на путях пересмотра классической концепции построения учебных материалом и процессов. Основой новой концепции становится объектный принцип построения учебных материалов. В соответствии с этим принципом, учебный материал разбивается на части - объекты. В результате, происходит переход от больших негибких курсов к многократно используемым отдельным учебным объектам (RLO - Reusable Learning Object), доступным для поиска и включения в другие курсы, централизованного редактирования и т.д. Разработка объектов может вестись различными авторами, в различных средах и впоследствии они будут доступными для использования из хранилищ объектов, построенных по общим правилам и стандартам.

Разработка и использование технологических средств происходит на основе системы стандартов и соглашений, архитектура среды обучения для них формируется стандартами на интерфейсы, форматы, протоколы обмена информацией.

Наиболее активно развивающейся международной образовательной ассоциацией, которая выступает связующим звеном между мировыми технологическими образовательными системами, в настоящее время является консорциум IMS Global Learning Consortium (http://www.imsglobal.org). Деятельность консорциума направлена на разработку системы базовых стандартов и спецификаций, описывающих требования к элементам учебного процесса в среде новых образовательных технологий, основополагающими из которых являются:

  • стандартизация форматов и принципов разработки учебных материалов: IMS Content Package;
  • стандартизация контроля знаний: IMS Questions and Tests Interoperability;
  • стандартизация описания учебных материалов: IMS MetaData;
  • стандартизация форматов хранение и поиск учебной информации: IMS Digital Repositories;
  • стандартизация сценариев проведения учебного процесса: IMS Simple Sequencing.

В Московском Государственном Университете Экономики Статистики и Информатики (МЭСИ) впервые в России были начаты исследования и разработки в области объектных технологий образования. В результате применения и реализации международных образовательных спецификаций была создана модель информационно-программной среды полностью "прошитой" стандартами, получившая название ТОР (Технологии Образовательных Ресурсов) и реализованная в виде 3-х уровневой системы:

  1. Разработка Учебных Материалов (УМ) - ТОР Система Автоматизированного проектирования УМ (САПРУМ). Разбиение содержания курсов (тестов, дополнительных материалов и т.д.) на отдельные части (объекты) для их повторного использования и формирования новых курсов с обновлением содержания из первоисточника.
  2. Хранение УМ - Репозитарий объектов ТОР (РОТОР). Все размеченные объекты хранятся в единой базе данных, уникально идентифицированы и могут быть внедрены в новые учебные материалы путем наследования, копирования и т.д.
  3. Учебный процесс - ТОР Основной Сервер (ТОРОС). Курсы предоставляются студенту в некой последовательности, формирующейся в соответствии со знаниями и предпочтениями студента, которые определяются результатами тестирований, проводимыми перед и после изучения определенного раздела курса.

Таким образом, декомпозиция учебных материалов обеспечивает не только возможность работы с одним объектом в неограниченном количестве контекстов, учебных программ, учебных заведений, но так же обеспечивает формирование гибких курсов и учебных процессов, в которых каждый студент продвигается в процессе обучения по уникальной и эффективной именно для него траектории. Происходит внедрение указанного технологического комплекса в разработку объектно-ориентированных курсов и организацию учебных процессов по специальности "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем".

Внедрение рассмотренных прогрессивных технологий в более широком масштабе требует радикального пересмотра политики информатизации образования.


Презентация к докладу (MSPowerPoint, 2269Kb)...
Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga