home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






Информатика и информационные технологии как самостоятельная образовательная область

кандидат пед наук Цветкова Марина Серафимовна,
Департамент общего образования Минобразования России.

В России c 2001 года проводится широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования, повышению его качества. Роль информатики определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообучения, реализации знаний. В связи с этим информатика представлена как курс, основанный на единстве теории и практики. Осуществление практикума по предмету требует технического оснащения школ. В связи с этим в России разработана программа информатизации школ на 2001-2005 годы. Первый этап - поставка компьютеров во все сельские школы страны с медиатекой, уже осуществлен. В результате в сельских школах оборудован медиа кабинет (на базе 1-2х компьютеров, снабженных компакт дисками), позволяющий проводить демонстрационные курсы обучения, организовать индивидуальные и бригадные практикумы, проводить уроки по предметам с медиа поддержкой. Комплектация сельских школ компьютерными классами будет продолжена с 2004 года.

Второй этап (2002-2003 гг) -оснащение поселковых и городских школ, интернатов кабинетами информатики, которые находятся в локальной сети и включают в свой состав 10 рабочих мест учащихся, 1 рабочее место учителя с дополнительным оборудованием, 1 сервер и выход в Интернет, а также могут использоваться школой в творческих мастерских (художника, музыканта, конструктора на основе специальных устройств, подключаемых к компьютеру), школьной библиотеке, кабинетах учителей-предметников. Современный кабинет информатики рассчитан на индивидуальную работу за компьютером каждого ученика, возможностью работы в Интернет. В связи с этим идет формирование национального образовательного портала - библиотеки сайтов учебного назначения, разработка новых электронных учебных пособий, сред для компьютерного эксперимента и компьютерного лабораторного практикума. В программу информатизации образования входит проведение широкомасштабных курсов повышения квалификации для учителей школ, в том числе и учителей начальной школы. Их организацию осуществляют региональные Институты повышения квалификации работников образования, региональные педагогические университеты в сотрудничестве с Российскими и зарубежными компаниями (Федерацией Интернет-образование, фирмой Интел). Кроме того, в педагогических колледжах и ВУЗах введена или вводится специализация учитель информатики, и учитель начальной школы получит специализацию по информатике.

Содержание предмета испытывает обновление в связи с разработклй нового образовательного стандарта. Информатика рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания детей начиная с начальных классов школы. Он построен на 3-х концентрах обучения:

  • Начальный курс (2-4 классы)
  • Основной курс (5-9классы)
  • Профильный (10-11 классы)

Данная организация обучения связана с развитием процессов информатизации обучения, в том числе и в начальной школе. В начальной школе преподавание ведется одним учителем по всем предметам, который также должен включиться в информационную деятельность. В связи с этим в начальной школе обучение информатике с компьютерной поддержкой станет стимулом продвижения учителей начальной школы в информационную среду.

Начальный курс информатики нацелен на формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится ведущей в учебе. Для осуществления баланса между теоретической и практической составляющими обучения информатике младших школьников необходимо использовать электронные средства обучения, адекватные возрастным особенностям младших школьников и соответствующих методикам обучения информатике. Применение детьми совместно с учителем знаний, полученных на уроках информатики, осуществляется в обучении всем предметам с использованием средств новых информационных технологий.

Обучение информатике в основной школе нацелено на изучение основ информатики как законченного курса, то есть овладение минимумом содержания предмета. В итоге учащиеся должны свободно войти в информационную образовательную среду для дальнейшего профильного обучения и самообучения. Баланс между теоретической и практической составляющими предмета информатики устанавливается благодаря информационно-предметному практикуму. Его сущность состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Тем самым обучение информатике становится платформой для процессов информатизации обучения, то есть активного использования учащимися средств новых информационных технологий на предметах осмысленно, грамотно, и главное - самостоятельно. Учитель предметник должен быть подготовлен к такому сотрудничеству с информационными технологиями в своем предмете, направляя предметную деятельность учащихся в информационной учебной среде. Таким образом, информационно-предметный практикум становится естественным продолжением обучения информатике и применения знаний в предметном обучении, то есть осуществляется взаимосвязь между процессом обучения информатике и процессом информатизации обучения. Учитывая особенность этапа основного образования как самого продолжительного(5-9 классы), в программе основного обучения выделены два линейных курса: вводный (5-6 классы) и базовый(7-9 классы). Вводный курс нацелен на развитие понятийных знаний по предмету и их актуализации в межпредметном практикуме на основе информационных технологий с использование школьной медиатеки, образовательных ресурсов в Интернет, разнообразных устройств, позволяющих активно формировать собственный информационные материалы на компьютере. Основы информационных и коммуникационных технологий не были полно охвачены в начальном курсе информатики в связи с возрастными особенностями детей, спецификой электронных сред обучения для начальной школы, построенных на основе игровых развивающих форм. Навыки практической работы в вводном курсе информатики должны развиваться на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности ИКТ. В базовом курсе формируются основные знания по теории предмета и практические возможности учащихся в компьютерном эксперименте в электронных средах, позволяющих им в дальнейшем продвигаться в профиле и самообучении. То есть это общепринятые электронные продукты обработки текста, вычислений, графики, звука, а также интегрированные среды мультимедиа, программирования, организации данных (базы данных). Однако их расширенные возможности в профильной поддержке, углубленные возможности в решении конкретных исследовательских проблем изучаются в старших классах.

Готовность к профильному обучению определяется сегодня комплексным знанием, а именно: развитием, углублением предметного знания и развитием и профильным расширением знаний по информатике. Таким образом, в профильном обучении роль информационно-предметного практикума становится уже не вспомогательной для использования знаний по информатике в обучении предметам, а определяющей это обучение. Профильное обучение в старших классах апробируется в эксперименте с 2001 года. В результате можно сказать, что профильный курс информатики строится на следующих подходах:

  • Сформированное основное знание у учащихся по предмету информатика и информационные технологии в рамках обязательного минимального содержания в основной школе
  • Формирование знаний учащихся в профильном расширении предмета информатики, реализующем прикладные аспекты предмета (часы информатики в базисном учебном плане)
  • Предоставление учащимся возможности реализации углубленного изучения некоторых дидактических единиц содержания курса информатики, которые актуальны в выбранном учеником профиле, соответствуют интересам учащегося, осуществляют профильную интеграцию предметов (дополнительные факультативные спецкурсы за счет часов школьного компонента и ученического компонента для индивидуальных занятий, или так называемые элективные курсы).

Соответственно, в содержании курса информатики в профильном уровне представлены все дидактические единицы, включающие основы предмета, но в качестве их профильного расширения и локальное углубления. Построение программы обучения должно ориентироваться на часы, отведенные для изучения информатики в базисном учебном плане, обязательные для всех : 1 час в неделю (уровень А) - гуманитарный профиль и 2 часа в неделю (уровень Б) - естественно-математический. Кроме этого, из вариативной части плана можно выделять часы на профильное расширенное изучение предмета, а также часы факультативных занятий для углубленного изучения некоторых дидактических единиц предмета.

Электронные средства поддержки профильного обучения очень разнообразны. От традиционных пакетов программ с их дополнительными возможностями до профессиональных пакетов программ, адаптированных для обучения в средах:

  • Компьютерных презентаций
  • Компьютерных переводов и распознаваний текстов
  • Геоинформационных систем
  • Правовых баз данных
  • Электронных специализированных архивов
  • Профессиональных сред программирования
  • Машинной графики и автоматизированного проектирования
  • Компьютерного дизайна
  • Графического интерфейса
  • Систем управления
  • Систем статистической обработки информации
  • Систем экономической обработки информации
  • Средств массовой информации и рекламы
  • Дистанционного обучения
  • Телекоммуникаций
  • Библиотечных технологий и пр.
  • Диагностирующих систем
  • Систем тестирования

Очевидно, что спектр традиционных электронных средств может и должен значительно расшириться в профильном обучении, но готовить к нему необходимо именно в курсе информатики, а пользовать его - в предметном обучении.

Итак, предмет информатика должен обеспечивать вхождение учащихся в информационное общество и успешное саморазвитие и профессиональное самоопределение в нем.


Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga