home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Мотивация в преподавании ИТ на гуманитарных факультетах

Д.М.Баренбойм,
Высшая Гуманитарная Школа им. С.Дубнова.

  1. Изначальное сопротивление студента обучению ИТ

    Студент-гуманитарий свое поступление в высшую школу рассматривает, не в последнюю очередь, как долгожданное освобождение от естественнонаучных дисциплин. Преобладание последних в школьной программе осталось еще с советских времен, и они причиняли ему в средней школе немалые мучения - от дискомфорта до ощущения собственной неполноценности. Кроме того, такой учащийся подсознательно понимает, что знания в области физики, высшей математики и т.д. не потребуются ему, в рамках его будущей профессии, никогда. К сожалению, школьный курс ИТ ("Информатика") составлен так, что ИТ воспринимается учащимся именно, как естественнонаучная дисциплина. И действительно - двухлетнее изучение шестнадцатеричной арифметики способно вызвать стойкое отвращение не только у гуманитария.

    Обнаружив ИТ в программе I курса, студент-гуманитарий воспринимает это крайне негативно - как крушение надежд и возвращение школьного кошмара. Приходится приложить массу усилий, чтобы убедить его в обратном. Хотя, в самом деле, есть ли что-либо более гуманитарное, чем ИТ?

    80% мирового парка ПК используются для сугубо гуманитарных целей, но для абсолютного большинства студентов это является полной неожиданностью. Еще более неожиданным для них становится тот факт, что гуманитарный склад мышления (и гуманитарное мировосприятие) не затрудняет, а облегчает изучение ИТ. И совсем уж неожиданным оказываются требования любого потенциального работодателя - владение основами ИТ.

  2. Анонсирование курса ИТ

    Во вступительной лекции, студентам-гуманитариям, в первую очередь, сообщается программа курса ИТ. И особо подчеркивается, что в программу включены только те знания и навыки, которые действительно потребуются им в процессе их будущей профессиональной деятельности. И никакие другие! В подтверждение этого, предусмотрены короткие выступления выпускников прошлых лет - с рассказами о том, что все указанные знания в области ИТ были действительно востребованы.

  3. Мотивация в области профессиональной деятельности

    В той же вступительной (мотивационной) лекции, студентам предлагается ряд конкретных примеров использования ИТ в их будущей профессиональной деятельности. Вот несколько таких примеров:

    • Получение научной периодики - обычным способом (почтой, срок доставки 2-3 месяца) - и с использованием ИТ (Интернет, почтовая рассылка и т.д.)
    • Отправка публикации в научный журнал - обычным способом (на пишущей машинке, через 2 интервала, латинские и греческие буквы вписываются тушью) - и с использованием ИТ (текстовый процессор, электронная почта)
    • Поиск редкой книги или рукописи - обычным способом (библиотечный каталог, МБА, архив, запрос фотокопии) - и с использованием ИТ (Интернет, поисковые машины и т.д.)
    • Переписка с зарубежными коллегами - обычным способом (почтой, срок доставки 2-3 месяца) - и с использованием ИТ (электронная почта, ICQ)

  4. Мотивация в общегуманитарной области

    Лишь часть студентов-гуманитариев ориентирована на работу по специальности. Остальные - ориентированы, преимущественно, на смежные области. Например, большинство студентов-филологов предполагают, в дальнейшем, работать в сфере журналистики, литературы и т.д. Им также предлагаются соответствующие примеры:

    • Журналистика - перенасыщенность кадрами и жесткая конкуренция в "бумажной" журналистике - и постоянный кадровый голод в журналистике "сетевой".
    • Возможность совмещения учебы и работы в "сетевой" журналистике (дистанционные методы)
    • Литература - представление о сетевой литературе. Публикации в Сети, как первый шаг к "бумажной" публикации. Примеры: Пелевин, Лукьяненко и др.
    • Литература - представление о литературных сайтах и сетевых литературных журналах.
    • Требования "бумажного" издательства к "рукописи": обязательность представления ее в цифровом (машиночитаемом) виде.
    • Возможность массовой рассылки "рукописи" издательствам.
    • Возможности компьютерного перевода текстов с иностранных языков.

  5. Мотивация в области зарубежных контактов

    Большая часть студентов-гуманитариев ориентирована на работу (временно или постоянно) за пределами России. При этом языковой барьер не является для них серьезным препятствием (особенно для студентов-филологов, лингвистов и др.) Но национальные стандарты (в любой профессиональной области) серьезно различаются. Конечно, филологам, историкам, психологам приходится не так тяжело, как, например, врачам или инженерам. Но студент-филолог, прекрасно освоивший поиск в каталогах научных библиотек России, неизбежно встанет в тупик в любой библиотеке США - там просто другая система рубрикации. Переучивание неизбежно, иногда - в довольно серьезных объемах.

    Знания и навыки в сфере ИТ уникальны: они полностью конвертируемы. Попав в совершенно другую страну, специалист увидит перед собой все те же иконки, тот же Word, тот же Explorer и т.д. В отсутствии языкового барьера - разница просто неощутима. В переобучении нет необходимости.

    К сожалению, ИТ-программа средней школы ничего не говорит об этом уникальном свойстве ИТ. И, если высшая школа исправит это упущение - мотивированность и заинтересованность студентов в ИТ-обучении заметно возрастает.

  6. Мотивация во внепрофессиональной области

    Большинство студентов-гуманитариев воспринимают ПК, как сложное и, возможно, враждебное устройство непонятного назначения. Задача курса - создать у студентов отношение к ПК, как к простому, удобному и дружественному инструменту для творчества, отдыха и общения. Задача, как обычно, решается на примерах:

    • Текстовые, музыкальные и графические редакторы, как средства ускорения и облегчения творческого процесса. Уникальные (доступные только в рамках ИТ) возможности этих инструментов.
    • ПК, как средство получения (Интернет и др.) и воспроизведения литературных, музыкальных и видео материалов.
    • ПК, как мощное средство межличностного общения (форумы, чаты, электронная почта, ICQ).
    • Виртуальные сообщества, конфиденциальность сетевого общения.

  7. Особенности изучения текстового процессора (на примере Word)

    Студентам сразу же сообщается, что целью данного раздела является отнюдь не изучение Word. Цель формулируется совершенно по-другому:

    • Создание произвольного текстового документа с помощью Word.
    • Редактирование текстового документа с помощью Word.
    • Текстовый дизайн документа с помощью Word.
    • Вставка графических иллюстраций в документ Word.
    • Предпечатное (финишное) макетирование документа с помощью Word.
    • Вывод полностью готового оригинал-макета на печать

    Таким образом, студентам изначально предлагаются только знания и навыки, очевидно необходимые для их будущей профессиональной деятельности. Но, поскольку вышеуказанные понятия (дизайн, редактирование и т.д.) можно трактовать довольно широко - то студенты вынуждены осваивать практически все возможности Word (включая и не очень популярные - наложение стилей, колонтитулы и т.д.). Подмена цели не приводит к снижению качества обучения, но заметно усиливает мотивацию.

  8. Особенности изучения Web-дизайна

    Аналогично, студентам не ставится задача изучения языка HTML. Формальная цель раздела - способность создать свою страничку в Интернете и максимально выразить на ней свою индивидуальность. Такая постановка цели воспринимается студентами вполне позитивно и даже с энтузиазмом. HTML в данном случае играет ту же роль, что и проигрывание гамм в музыкальной школе: болезненно, но необходимо. Причем его изучение ведется не "от синтаксиса", а от потребностей самовыражающегося студента (с ненавязчивым соблюдением последовательности этапов изучения). Несмотря на подмену цели - результат опять-таки достигается, причем с меньшими усилиями.

  9. Особенности изучения компьютерной графики и анимации

    Здесь опять-таки целью объявляется максимальное самовыражение студента в графической форме. Но, поскольку конкретные задачи студентам ставятся достаточно сложные (например, создание анимированного логотипа своего факультета, причем пригодного для размещения на Интернет-сайте) - для их решения необходимо довольно глубокое понимание компьютерной графики и овладение основными техническими навыками. В частности, студенты быстро начинают понимать, что:

    • Графика в формате BMP, при всем ее удобстве, малопригодна для Интернет-проектов
    • Графика в палитре High Color резко отличается от 256-цветной, но и последняя может быть применена - в некоторых случаях
    • Размер файла в формате JPEG можно существенно уменьшить, управляя параметром сжатия (качества)
    • Анимированным может быть только файл в формате GIF, но никак не JPEG
    • и многое другое:

    Овладение основными навыками работы в Adobe PhotoShop, с точки зрения студентов, является не самоцелью, а неизбежным условием выполнения задачи, то есть - вполне оправданным и мотивированным усилием. В качестве средства усиления мотивации - приводится реальный пример анимационного Интернет-проекта: знаменитая "Масяня" О.Куваева, с последующим его развитием и влиянием на карьеру автора.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga