"Болонский процесс" и содержание ИТ-образования
А.В. Гиглавый,
Лицей информационных технологий.
"... Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для "обычных" людей, но при этом остается "нормальная" сфера образования для элиты. Мы считаем, что надо изучать все эти процессы в параллель с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО - превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы наших исследований: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своими гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность?"
Кароль Сигман, координатор международного форума по проблемам реформы образования
Завершение мероприятий, связанных с адаптацией национальных систем образования (в том числе - российской) к целям Болонского процесса, планируется к 2010г. Инструментами Болонского процесса являются:
- многоступенчатость подготовки (бакалавр - магистр - докторант);
- ECTS - европейская система перезачета кредитов;
- Европейское приложение к диплому (информация о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и результатах учебы, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования).
Можно утверждать, что суть Болонского процесса состоит не столько в реформировании образования, сколько в реформировании рынка труда. В США степень бакалавра традиционно предполагает общее, неспециализированное образование. В Европе уровень бакалавра - это не ликбез, устраняющий изъяны в общей эрудиции, а высшее специальное образование первой ступени, готовящее человека к самостоятельной профессиональной деятельности. В отличие от США, в Европе система "бакалавр-магистр" идет от технологии к более широкому - в том числе менеджерскому - образованию.
В целом следует отметить, что следование рекомендациям Болонского процесса в подготовке кадров для российского ИТ-комплекса и изучение опыта США может помочь более внятному структурированию как номенклатуры вузовских специальностей, так и рынка труда. Сегодня приходится констатировать существование ряда проблем, препятствующих достижению этой цели.
Структура рынка труда в ИТ-комплексе: сегодня, по приведенному в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) определению, ": основные обязанности специалистов, входящих в классификационную группу 213 "Специалисты по компьютерам", заключаются в проведении научных исследований по теоретическим направлениям создания вычислительной техники, компьютерных систем и сетей, а также их практическому использованию, включающему компьютерную архитектуру и дизайн, структуру и базу данных (!), их коммуникацию (!), разработку алгоритмов, создание искусственного интеллекта (!!) и промышленных робототехнических систем и комплексов; оценке, планировании и разработке структуры программного и технического обеспечения для специального применения; разработке, печатании (!), проверке и обслуживании компьютерных программ; подготовке научной документации и отчетов, методических пособий и учебников".
Такие формулировки в ОКЗ становятся на практике источником многочисленных трудовых конфликтов при определении социального статуса работника; более того, с введением в практику российского образования статуса бакалавра необходимо соответствующим образом пересмотреть структуру и содержание ОКЗ для широкого спектра профилей и конкретных профессий.
Процессы конвергенции в технологической инфраструктуре ИТ-образования: эта инфраструктура особенно быстро эволюционирует. Как ни в какой другой предметной области, "экспериментальные образцы" и "результаты НИР" становятся здесь доступными по цене, массовыми средствами поддержки процессов обучения и самообразования. Появление Web-сервисов на многих образовательных порталах влечет за собой появление новых моделей учебного процесса. Расширяется спектр платформ, на которых доступны эти сервисы (КПК, планшетные ПК, средства доступа к ресурсам Grid, дорогостоящие и уникальные лабораторные установки и т.п.).
"Самодостаточность" организационно-методической инфраструктуры ИТ-образования: эта инфраструктура значительно более консервативна. Так, авторы концепции CC2001 указывают на возрастающую роль "сетецентрической" компоненты учебных планов по информатике и намерены в полной мере отразить это понимание в составе проектируемых модулей учебного плана для ликвидации многолетнего "лага" по отношению к реальному уровню развития сетевых технологий. Однако анализ содержания реальных учебных планов большинства зарубежных вузов и колледжей свидетельствует об инерции мышления участников этого процесса.
Дефицит кадров для отраслевых рынков спроса: особо следует отметить тот факт, что рынок труда в быстро растущей сфере потребления товаров и услуг, предлагаемых ИТ-комплексом, также испытывает возрастающее влияние интенсивно идущих "внутри" ИТ-комплекса процессов конвергенции. Исчезают крупные группы профессий (занятий), содержание которых диктовалось устаревшими ныне технологиями сбора, систематизации, обработки и передачи информации (ведение документооборота, обслуживание каналов связи, подготовка данных для цифровой обработки и т.п.).
Так, инициаторы проекта Career Space отмечают "организационно-методический провал" европейских вузов в решении задачи развития таких востребованных специализаций, как "Технология проектирования информационных систем", "Интеграция и тестирование информационных систем", "Мультимедиа-технологии" и т.п. Эксперты ЮНЕСКО и ЕС отмечают, что "пользовательский уровень" владения ИТ претерпевает не только быструю эволюцию по содержанию, но и ориентируется на гораздо более широкие и социально значимые цели, чем раньше (см. рис.).
В докладе проводится детальный анализ зарубежных проектов модернизации ИТ-образования - в частности, европейского проекта Career Space и проекта модернизации содержания профильного образования в старших классах средних школ США (IT Career Cluster Initiative).
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 750Kb)...
|