ПРОСТРАНСТВО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафтанников Игорь Леопольдович
заведующий кафедрой ЭВМ ЮУрГУ
www.comp.susu.ac.ru
email: kil@chel.com.ru.
Ускоренное внедрение информационных технологий во все области нашей жизни: в производство и управление, в средства общения и развлечения, в обучение и коммуникации порождает противоречие, которое заключается в том, что предлагаемые технологии и системы обработки информации в большинстве случаев (по крайней мере, в России) опережают возможности общества их "переварить".
В любой организации информационное сопровождение ее деятельности есть такой же технологический процесс, как и любая другая целенаправленная деятельность, направленная на реализацию целей существования организации. И, хотя продукт этого процесса не так очевиден, как продукт материального производства, необходимо относиться к нему так же, как и к любому другому технологическому процессу. При этом, информационные обеспечение недаром относят к высоким технологиям, поскольку они требуют от участвующих в них большего абстрагирования, структуризации, меньше связаны с повседневной человеческой деятельностью, нежели процессы обычной технологии. И еще одно существенное отличие информационных технологий от материальных - в них значительное участие принимаю люди и, вследствие этого, на информационные процессы в большей степени влияет, так называемая "сила воли", то есть различие в трактовке тех или иных событий, процессов, оценка ситуаций и т.п.
Именно поэтому процессы внедрения, применения и оптимизации информационных технологий очень сильно зависят от того персонала, который ими занимается.
Весь персонал по отношению к информационным технологиям, например, на производстве, можно, в первом приближении, разделить на три слоя:
- верхний - стратегический, включает лиц, принимающих участие в подготовке и принятии решения (директора, заместители, руководители крупных подразделений, аналитики);
- средний - тактический, включает лиц осуществляющих организационные, технические, технологические и прочие мероприятия, обеспечивающие реализацию информационных процессов и реализацию выполнения решений;<.дш>
- третий слой - оперативный, включает лиц, обеспечивающих подготовку и ввод первичных данных, их обработку, контроль правильности, преобразование, промежуточную трактовку и т.п.
Очевидно, что знания и умения этих слоев по отношению к информационным технологиям или, говоря другими словами, их участие в информационных процессах имеет существенное различие. Для стратегического слоя в первую очередь необходимо умение ставить задачу, понимание того, какая аналитика, какая информация и в каком виде необходимы для обеспечения принятия оптимального решения в том или ином случае. Во многих случаях руководители различного ранга имеют очень приблизительное представление о возможностях компьютерных технологий как об инструменте, сложном, трудоемком, и не дешевом, но весьма эффективном при правильном внедрении и применении, а вследствие этого используют лишь незначительную часть возможностей данных технологий, отчего принимаемые решения, по сути, есть решения интуитивные. Соответственно и производственные, экономические, финансовые решения зачастую не решают проблемы, а лишь усугубляют их.
В настоящее время в России появилось несколько фирм, решающих задачи обучения руководящего персонала, но пока этого явно недостаточно. Вообще имеет смысл говорить об организации в регионах некоторой школы руководителей по постановке задач, аналитике и применению информационных технологий.
Аналогичные проблемы стоят перед руководителями "тактического" и исполнителями "оперативного" уровня, которые заключаются в грамотном, профессиональном подходе к внедрению информационных технологий, плавному переходу к их использованию, распределению сфер ответственности и компетентности, профессиональной подготовке и переподготовке персонала.
Переходя непосредственно к профессионалам информационных технологий, необходимо отметить, что ввиду их крайнего недостатка на многих предприятиях обеспечивают эксплуатацию аппаратного и программного обеспечения случайные люди, имеющие отрывочные знания и пользовательские умения благодаря самообучению. И здесь надо выступать не против самообучения, а за то, чтобы руководитель предприятия мог адекватно оценить профессиональный уровень принимаемого. В мировой практике существует значительное число сертификационных организаций, документы которых действительны во многих странах, в том числе и в России. Однако непосредственно в нашей стране таких (не путать с сертификационными курсами) практически пока еще нет. Поэтому также имеет смысл на региональном уровне организовывать такого рода сертификационные службы, может быть и с удаленным доступом, тем более, что технические и кадровые возможности для этого есть. Тем самым можно говорить о создании предпосылок для формирования пространства персонала для успешного внедрения информационных технологий в российском обществе.
|