Система компьютерного управления университетом
Е.А. Лавров, А.В. Клименко
Сумский национальный аграрный университет.
1. Концепция компьютеризации управления вузом.
Обеспечить качественный учебный процесс можно только при условии четкого компьютерного управления. В современном вузе практически невозможно составить хорошее расписание занятий, контролировать успеваемость студентов и методическую обеспеченность дисциплин без использования системы компьютерного управления.
В большинстве учебных заведений России, Украины , Белоруссии и Казахстана отдельные задачи, которые связаны с автоматизацией управления такие, как "расписание", "деканат" уже функционируют. Но комплекс задач компьютеризации учебного процесса является достаточно широким и охватывает большое количество структурных подразделений, что часто на практике приводит к дублированию данных. В большинстве случаев отдельные задачи слабо увязаны друг с другом информационно. Основной проблемой многих систем является отсутствие так называемого единого информационного пространства. В связи с этими проблемами нами сформулирован ряд целей автоматизации управления учебным процессом, которые обеспечивают получение любой информации без специальной ее подготовки или проверки на достоверность и непротиворечивость (рис.1) .Проведенный анализ возможных входных данных для системы управления "Учебный процесс" показывает, что около 90% входной информации состоит из данных учебного плана и контингента студентов. Оказывается намного удобнее ввести 1 раз перечень и объемы занятий по дисциплинам в виде учебного плана и использовать его при составлении расписания, при формировании нагрузки кафедр и преподавателей, при формировании банка компьютерных средств обучения, при ведении студенческих дел (текущих и итоговых оценок студентов), чем готовить эту информацию отдельно для каждой задачи.
Рис1. Цели компьютеризации управления учебным процессом
Рис.2. Стратегия АСУ "Учебный процесс"( Фрагмент)
Выполнение требований кредитно-модульной системы и внедрение регулярного компьютерного тестирования студентов просто невозможно без использования баз данных о дисциплинах учебного плана, о контингенте студентов, баз тестов и т.п.
Такой подход к централизованному ведению компьютерных баз данных позволяет решать весь комплекс задач, которые возникают при управлении учебным процессом, включая:
- кадровые и финансовые задачи;
- формирование, анализ, учет и обеспечение доступа к электронным ресурсам обучения и контроля знаний;
- диспетчирование;
- ведение студенческих дел;
- оперативный учет успеваемости и посещаемости студентов ;
- и т.п.
Разработанная нами информационная система работает в сети и позволяет подключение таких подразделений как:
- учебный отдел;
- методический отдел;
- деканат;
- отдел кадров;
- архив;
- планово-финансовый отдел.
Это позволяет ректору и проректору быть оперативно информированными о текущем состоянии дел в университете.
Система будет полезной и министерству для оперативных сводок из разных университетов.
Рис 3. Категории пользователей
2. Функции программного комплекса "Компьютерное управление ВУЗом".
Комплекс представляет собой единую информационную систему использующую технологию "клиент-сервер". Информацию о возможностях системы можно получить из анализа главного меню программного комплекса (рис.4).
В качестве сервера баз данных может быть любая СУБД. Рассмотрим задачи комплекса и их возможности.
2.1. "Учебные и рабочие планы, графики учебного процесса".
Назначение и краткое описание. Учебные и рабочие планы создаются и хранятся на каждый учебный год приема. При создании учебного плана сразу автоматически создаются рабочие учебные планы на все курсы вперед.
Рис.4.Главное меню программного комплекса
В случае любой корректировки в учебном плане (добавлении или удалении дисциплины, изменении часов, видов контроля, кафедры, за которой закреплена дисциплина) сразу автоматически осуществляются соответствующие изменения в рабочем учебном плане, нагрузке, штатах, расписаниях занятий, в деканате (успеваемость), методическом отделе, в нагрузках преподавателей, т.е. во всех модулях связанных с учебными планами.
Основные функции и характеристики.
- Ведение учебных планов на каждый год приема.
- Ведение рабочих учебных планов.
- Функции связи с учебной нагрузкой, штатами и расписанием занятий и другими модулями (перерасчет или изменение).
- Ведение графиков учебного процесса и их связь с расписанием занятий. Расчет бюджета и статистики по учебным планам.
2.2. "Расчет нагрузки и штатов".
Назначение и краткое описание. Предназначен для расчета нагрузки на кафедрах, штатов по учебному заведению и кафедрам, почасового фонда.
Основные функции и характеристики.
- Задание любых правил расчета нагрузки и штатов в специальных диалоговых окнах.
- Расчет общей нагрузки по учебному заведению.
- Расчет подробной нагрузки по кафедрам.
- Расчет штатов по учебному заведению с учетом количества студентов на одного преподавателя по формам обучения (дневная, заочная) и с учетом уровней подготовки (младший специалист, бакалавр, специалист и магистр).
- Расчет штатов по кафедрам по правилу средней нагрузки или по правилу количества студентов.
- Расчет средней нагрузки по должностям по учебному заведению и определение диапазонов минимальной и максимальной нагрузки по должностям.
- Расчет нагрузки и штатов по аспирантуре.
- Расчет штатов отдельно по бюджетному и контрактному обучению, по дневному и заочному отделениях, аспирантуре и иностранцам с детализацией по каждой специальности и кафедре.
- Расчет почасового фонда на учебное заведение и на кафедры.
- Возможность перевода нагрузки из штата в почасовой фонд и ее автоматический баланс.
2.3. "Распределение нагрузки между преподавателями".
Назначение и краткое описание. Предназначен для распределения учебной нагрузки между преподавателями. Правила расчета нагрузки задаются в специальном диалоговом окне и могут изменяться и задаваться пользователем в соответствии с новыми правилами расчета. В случае изменения контингента студентов, количества групп, изменения часов по дисциплине, видов контроля, добавления или удаления дисциплины в учебном плане и т.п., то осуществляется автоматический перерасчет нагрузки кафедр, а в распределенной нагрузке выполняются коррективы в соответствии с общей кафедральной.
Основные функции и характеристики.
- Расчет средней нагрузки каждого преподавателя исходя из диапазонов минимальной и максимальной нагрузки по должности, ставки, штатов на кафедре и общей кафедральной нагрузки.
- Распределение нагрузки преподавателям осуществляется путем подстановки из списка фамилий на распределяемые часы, т.е. часы с клавиатуры не вводятся, что значительно ускоряет процесс распределения нагрузки и полностью устраняет всевозможные ошибки при распределении.
- Контроль текущего состояния распределения нагрузки. При выборе преподавателя во время распределения сразу отображается его полная нагрузка по семестрам и за год, а так же цветом сигнализируется уровень нагрузки в зависимости от диапазонов минимальной и максимальной нагрузки по должности и ставке.
- Контроль распределения почасового фонда. Если преподавателям почасовикам распределено больше часов чем рассчитано почасовки на кафедре, то это сигнализируется цветом на преподавателях почасовиках этой кафедры.
- Просмотр и анализ распределяемой, распределенной и не распределенной нагрузок на кафедрах.
- Задание необходимых аудиторий или групп аудиторий по дисциплинам для составления расписания занятий.
- Автоматическая проверка на возможные накладки в расписаниях занятий. Если расписание составлено и осуществляется перераспределение нагрузки, то в случае возникновения накладки указываются дни и пары где при замене возникают накладки, а сама замена не происходит. В случае если при замене накладки не возникают, то преподаватель автоматически подставляется в расписание.
- Контроль и анализ выполнения нагрузки.
- Ведение индивидуального плана.
2.4. "Автоматическое формирование расписаний дневного отделения".
Назначение и краткое описание. Предназначен для автоматического формирование расписаний дневного отделения. Этот модуль используется совместно с модулем "Диалоговое формирование расписаний дневного отделения ". В самом алгоритме заданы десятки различных правил, критериев и ограничений. Перед формированием расписаний с помощью этого модуля на основе введенных ограничений и закреплений по аудиториям, группам аудиторий и преподавателям, а также заданной сменности факультетов или курсов выявляются и устраняются или уменьшаются возможные тупиковые ситуации.
Основные функции и характеристики.
- Позволяет оптимально подобрать сменности факультетов и курсов с тем, чтобы уменьшить возможные перегрузки по аудиториям, группам аудиторий или преподавателям на сменах.
- Выявляет все возможные тупиковые ситуации до составления расписания для принятия решения по их устранению или уменьшению.
- Позволяет просмотреть и изменить нагрузку на каждой смене по аудиториям, группам аудиторий, преподавателям или студенческим группам для уменьшения возможных переборов по занятости.
- Позволяет устанавливать дополнительные правила формирования расписаний:
- указание перечня дисциплин лекции, по которым нельзя проставлять 3-й парой;
- указание перечня дисциплин, которые не должны быть в один день;
- задавать признак проставлять или нет в один день в группе занятия по дисциплине различных видов, например физика лекция, практика и лабораторные должны быть в разные дни;
- задавать признак проставлять или нет лекции с различным количеством групп 3-й парой.
- Учет ограничений по преподавателям двух типов: 1) по дням недели и парам; 2) по календарным дням (например, отпуск, выезд).
- Учет в расписании недель, по которым проводятся учебная практика среди семестра.
- Возможность деления группы до 2-х подгрупп, с возможностью проставления их как на одной паре, но в разных аудиториях, так и разное время.
- Возможность проставления по дисциплине на одной паре до 3-х аудиторий и преподавателей.
2.5. "Диалоговое формирование расписаний дневного отделения".
Назначение и краткое описание. Предназначен для диалоговой работы с расписаниями (формирование или его корректировка). Данные к расписанию не вводятся. Они полностью берутся в модуле "Распределение нагрузки между преподавателями".
Основные функции и характеристики.
- Проставление дисциплин с указанием различных вариантов возможных проставлений (дни, пары и недели).
- Всевозможный анализ занятостей при проставлении дисциплины для выбора наилучшего или необходимого варианта.
- Функции работы с расписанием (замена аудиторий, снятие дисциплины из расписания, проставление дополнительных консультаций или занятий и т.д.).
- Возможность работы с расписаниями в двух режимах: по потокам или по группам.
- Контроль текущего состояния расписаний.
2.6. "Диалоговое формирование расписаний заочного отделения".
Назначение и краткое описание. Предназначен для диалоговой работы с расписаниями (формирование или его корректировка). Данные к расписанию не вводятся. Они полностью берутся в модуле "Распределение нагрузки между преподавателями".
Основные функции и характеристики.
- Автоматическое определение дисциплин, которые относятся к сессии, установочной сессии и первой установочной сессии.
- Проставление дисциплин с указанием различных вариантов возможных проставлений (дни, пары и недели).
- Всевозможный анализ занятостей при проставлении дисциплины для выбора наилучшего или необходимого варианта.
- Функции работы с расписанием (замена аудиторий, снятие дисциплины из расписания и т.д.).
- Проставление экзаменов, зачетов, приема курсовых работ и дополнительных консультаций по дисциплинам у групп.
- Возможность работы с расписаниями в двух режимах: по потокам или по группам.
- Контроль текущего состояния расписаний.
2.7. "Расписание экзаменов дневного отделения".
Назначение и краткое описание. Предназначен для формирования или корректировки расписаний экзаменационной сессии (проставление или снятие с расписания экзаменов, консультаций перед экзаменами, зачетов (в случае необходимости), назначение пересдач).
2.8. "Диспетчер занятости аудиторий и преподавателей".
Назначение и краткое описание. Предназначен для просмотра и анализа занятостей аудиторного фонда, преподавателей, студенческих групп и назначения дополнительных занятий.
Основные функции и характеристики.
- Просмотр занятости аудиторного фонда в различных видах и режимах.
- Просмотр занятости преподавателя (расписание преподавателя).
- Просмотр списка занятий на выбранный день и/или пары или экзаменов на конкретный день.
2.9. "Деканат".
Назначение и краткое описание. Предназначен для ведения учебных карточек студентов, формирования любых запросов на выборку информации из карточек студентов, формирования приказов по студентам, получения информации о движении контингента студентов, учета трудоустройства студентов.
Основные функции и характеристики.
- Ведение учебных карточек студентов.
- Формирование студенческих групп и связь с подсистемой абитуриент.
- Формирование различных запросов и списков по карточкам студентов.
- Формирование и ведение всех видов приказов.
- Автоматическое формирование любых отчетов и за любой период по движению контингента студентов на основе приказов.
- Учет и контроль трудоустройства студентов.
- Воинский учет и контроль студентов.
- Учет и контроль лицензирования специальностей.
2.10. "Деканат (успеваемость)".
Назначение и краткое описание. Предназначен для ведения, контроля, анализа и получения статистики по успеваемости студентами, посещаемости занятий и сдачи текущих аттестаций. Для ведения успеваемости подготовительная работа не нужна. Вся необходимая информация (список дисциплин, фамилии и номера зачеток студентов, признак оплаты за обучение и т.д.) берется с других задач.
Основные функции и характеристики.
- Ведение экзаменационной сессии (ввод и анализ результатов по экзаменационным ведомостям).
- Сводная ведомость сдачи экзаменационной сессии студентами группы.
- Автоматический анализ допуска студентов к сдачи дисциплин.
- Формирование экзаменационных ведомостей и листов (хвостовок) с учетом допуска студентов.
- Формирование всевозможной статистика итогов сдачи сессии.
- Динамика успеваемости студентов по семестрам и общая.
- Формирование выписок из экзаменационных ведомостей (вкладыш к диплому).
- Всевозможная статистика итогов сдачи сессии по преподавателям.
- Учет, контроль и статистика посещаемости студентов.
- Ведение и анализ текущих аттестаций студентов.
- Расчет стипендии и формирование стипендиальных ведомостей.
2.11. "Методическое обеспечение".
Назначение и краткое описание. Предназначен для ведения, контроля, анализа обеспеченности учебных дисциплин рабочими программами и методическим обеспечением, также получение всевозможной статистики и списков.
2.12. "Отдел кадров".
Назначение и краткое описание. Предназначен для ведения личных дел сотрудников учебного заведения, формирования любых запросов на выборку информации по личным делам, формирования приказов, формирования штатного формуляра, ведения графиков отпусков, учета и анализа стажировки и переподготовки ППС, формирования любой статистики и отчетности. Прием сотрудников осуществляется только через приказ при условии, что сотрудник был проведен через вакантное место в модуле "Планово-финансовый отдел".
2.13. "Планово - финансовый отдел".
Назначение и краткое описание. Предназначен для расчетов окладов по преподавателям (с учетом всех доплат), определения объемов финансирования по видам (бюджетное и вне бюджетное), ведения, контроля и анализа выполнения почасового фонда и определения объемов финансирования, учета и контроля оплаты студентами за обучение, ведения штатного расписания, определения вакансий, получения различной отчетной статистики. При приеме сотрудников осуществляется контроль соответствия учебной нагрузки и ставки, на которую принимается сотрудник и определяется его оклад.
2.14. "Аспирантура".
Назначение и краткое описание. Предназначен для ведения личных дел аспирантов и докторантов, учета и контроля сдачи кандидатских экзаменов, ведения нагрузки по аспирантуре, формирования различных списков и статистики.
Выводы. Автоматизированная система управления апробирована в течении более, чем 10 лет в вузах Украины и России; позволяет существенно улучшить качество управления учебным процессом; создает условия для перехода на кредитно-модульную систему обучения и является надежной платформой для дистанционного обучения. Все результаты работы системы доступны в интернет. Опыт внедрения системы в различных вузах свидетельствует о необходимости специальной настройки программы к имеющимся, как правило, особенностям, которые могут быть осуществлены достаточно оперативно. Система постоянно развивается и допускает возможность подключения новых модулей и настройки на изменяющиеся условия учебного процесса и особенности законодательства. В настоящее время авторы работают над отработкой изменений, вызванных подключением вузов к единой европейской образовательной системе согласно Болонскому процессу
|