Проблемы обучения информационным технологиям студентов - экономистов
Лёзина Т.А.
Санкт-Петербургский государственный университет.
В настоящее время очень актуальной является проблема подготовки специалистов, умеющих квалифицированно использовать современные информационные технологии в различных предметных областях. Особенно эта проблема актуальна для выпускников экономических специальностей.
С одной стороны, на рынке программных средств существует огромное количество бизнес-приложений, позиционирующих себя как универсальное средство решения проблем той или иной сферы - программные средства для маркетинговых исследований, программы оценки инвестиционного анализа, бухгалтерского учета, финансового анализа и т.д. Активно обсуждается в прессе внедрение корпоративных информационных систем (КИС), интегрирующих все сферы деятельности предприятия, компании или других структур. От молодого специалиста ожидают профессионального владения такими программами, информированности о специфике работы в различных программах.
С другой стороны, современный экономист должен, используя оптимальные информационные технологии уметь проанализировать нестандартную ситуацию, формализовать новую модель. В этом случае от него требуется не только знание методов решения проблемы, но и умение выбирать наиболее эффективные инструменты для решения той или иной задачи.
Еще одним важным требованием к молодому специалисту является владение сетевыми технологиями, позволяющими работать над проектами совместно с коллегами, умение найти нужную информацию.
Информационные технологии - быстро изменяющаяся сфера. Как должна выглядеть система обучения информационным технологиям студентов экономистов?
На наш взгляд, курсы, связанные с информационными технологиями должны пронизывать всю программу обучения студентов экономических специальностей.
На первых курсах студентов следует обучить стандартным инструментам, необходимым в ежедневной практике экономиста: созданию текстовых документов, работе с электронными таблицами, созданию презентаций, работе в Интернете, работе с базами данных, и т.д. При этом следует предлагать на занятиях задания, в которых студент стоял бы перед выбором наиболее оптимальной технологии решения той или иной проблемы. Такой опыт может быть приобретен только при наличии достаточно большой практики.
Поскольку на первых двух курсах студенты знакомятся, в основном, с общеобразовательными предметами, то акцент при решении предлагаемых задач, должен делаться на технологичность выполнения работы, правила хорошего тона при создании деловых документов, электронных таблиц, презентаций.
Во многих компаниях в настоящий момент от специалистов требуют умения сопровождать любой доклад презентационными материалами. Такой опыт выпускник может получить, если на протяжении всего срока обучения он будет сопровождать курсовые работы, доклады соответствующими презентациями с помощью мультимедийного проектора.
По мере накопления знаний по основным курсам специальности появляется возможность показа студентам бизнес-приложений соответствующих предметных областей (бухучета, маркетинга, финансового анализа и т.д.) В некоторых областях определились программы, которые можно назвать стандартными: 1С: - в бухгалтерии, Microsoft Project - в управлении проектами и т.д. Нам представляется, что совершенно необходимо знакомить студентов с такими средствами. При этом на наш взгляд, нужно обязательно обсуждать альтернативные программные решения (другие бухгалтерские программы и т.д.)
Поскольку ни одна программа не предлагает универсальных средств для решения всех без исключения проблем, специалист - экономист должен уметь самостоятельно решать задачи своей предметной области. На старших курах студенты уже обладают соответствующими знаниями, и поэтому им следует предлагать практические задачи, предполагающие применение комплекса инструментов. Решение таких задач, несомненно, полезно также и потому что офисные пакеты довольно часто обновляются, и студентам необходимо получить опыт работы в них.
На младших курсах студенты изучают элементы математической статистики. На старших курсах имеет смысл вернуться к изученным методам с точки зрения уже проблем предметной области. Например, в маркетинге актуальны проблемы прогнозирования продаж, сегментирования рынка и т.д. Решение практических предметных задач с применением статистических пакетов таких как SPSS или Statistica принесет несомненную пользу молодым специалистам.
Существует особая специфика обучения студентов по специальности "экономист - информатик". Молодые специалисты такого профиля должны обладать как широкими экономическими знаниями, так и знаниями в области информационных систем и технологий. В настоящий момент наблюдается очень большая потребность в специалистах такого профиля.
|