Приветствие от Федерального агенства связи
Д.А. Милованцев.
Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги!
От имени Федерального агентства связи приветствую участников второй открытой всероссийской конференции "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации".
В современном мире образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности, которая тесно переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности человека и рынка в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы социально-экономического развития страны. Одной из важнейших задач социально-экономического развития России в настоящее время является постепенный уход от сырьевой зависимости экономики. Ее решение напрямую зависит от качества и эффективности образования в области инфокоммуникационных технологий и инноваций.
ИКТ-рынок России насчитывает в настоящий момент 10 тысяч компаний, оборот которых в 2003 году превысил 4,5 миллиарда долларов. Однако основу кадров до сих пор составляют выпускники технических вузов 80-х-первой половины 90-х годов. Активно развивается оффшорное программирование и отрасль связи. Объем рынка оффшорного программирования в России составляет всего лишь около 300 миллионов долларов. Для примера в Индии эта цифра составляет порядка 10 миллиардов долларов. Кроме того, информационные технологии все более активно используются в общественной жизни, в традиционных отраслях экономики и в государственном управлении.
Нужно признать, что ощущается острая нехватка кадров в сфере ИТ. По данным Госкомстата, каждый год российские высшие учебные заведения выпускают около 186 тысяч специалистов в этой области. За 7 лет эта цифра составила 1,3 миллиона человек. Однако только 70 тысяч из них работают в настоящее время в ИТ-компаниях.
Следует отметить также достаточно невысокую компетентность учителей, в том числе начальных классов школ, и государственных служащих в уровне использования информационных технологий в своей деятельности. Понимая значимость задачи по развитию системы образования на основе использования ИКТ, Правительство Российской Федерации утвердило ряд основополагающих документов в этой сфере. Были приняты концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы, федеральные целевые программы развития единой образовательной информационной среды и "Электронная Россия". Также вопросы развития и использования ИКТ в образовании занимают особое место в программе социально-экономического развития на 2003-2005 годы.
Кроме того, в 2003 году Министерством связи России была разработана концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. В ней отмечена необходимость создания системы подготовки и переподготовки государственных служащих для повышения их ИКТ-компетенции.
В рамках займа Мирового Банка готовится к запуску проект информатизации системы образования, в рамках которого планируется в субъектах Российской Федерации создать сеть межшкольных методических центров, разработать учебные материалы нового поколения, а также обеспечить профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ. В ходе реализации программных мероприятий по ФЦП "РЕОИС" и "Электронная Россия" проходит подключение школ и вузов к сети Интернет, а также их оснащение компьютерной техникой. Если два года назад в России на один компьютер приходилось 250 учащихся, то сейчас эта цифра уменьшилась до 100. Однако нам еще далеко до уровня развитых стран, где на один компьютер приходится 10 учеников.
Начал работу экспертно-консультативный совет по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрения новых образовательных технологий при комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке. Предполагается, что уже в июне этого года на парламентские слушания будет вынесен доклад, посвященный стратегии развития электронного обучения в Российской Федерации.
На мой взгляд, в ближайшие несколько лет нам предстоит решить следующие основные задачи:
обеспечить комплексные характер государственных программ информатизации, включить в них разработку специфического программного обеспечения и развитие обучения пользователей;
обеспечить структуры общего и профессионального образования материально-технической базой, интеллектуальной и финансовой поддержкой для достижения поголовной компьютерной грамотности и кардинального улучшения качества информационного обеспечения учебного процесса;
провести модернизацию учебных программ средних и высших учебных заведений с учетом условий перехода к информационному обществу, в том числе, за счет введения новых специальностей в сфере бизнес-информатики и информационного права;
принять образовательные стандарты в области информационных технологий;
обеспечить создание общественных центров повышения компьютерной грамотности;
создать на базе учреждений профессионального, высшего и среднего специального образования систему массовой подготовки и переподготовки кадров, в том числе, особое внимание должно быть уделено обучению служащих органов государственной власти;
создать условия для обеспечения занятости специалистов в области ИКТ, в том числе за счет создания технологических кластеров и инновационных зон в Российской Федерации;
обеспечить подключение всех школ и высших учебных заведений высокоскоростным каналом доступа в сеть Интернет.
По окончанию конференции мы внимательным образом проанализируем все принятые решения и высказанные участниками мнения и предложения. Желаю всем участникам конференции успехов, плодотворной и эффективной работы.
Руководитель Федерального агенства связи
Дмитрий Александрович Милованцев
|