home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Психология программирования: человеко-машинный аспект информационных технологий

Белая О. А. СПбГУ, "SmartPhone Labs" (obelaya@smartphonelabs.com)
Новиков Б. А. СПбГУ (borisnov@acm.org)
Одинцов И. О. СПбГУ, "Эльбрус МЦСТ. Санкт-Петербург" (oio@sparc.spb.su)

Подготовка специалистов в области информатики носит технологическую ориентацию. При этом почти полностью игнорируются все человеко-машинные аспекты программирования и использования результатов программирования. Профессиональные технические вопросы должны быть основными в багаже знаний программиста, однако ими нельзя ограничиваться. Слишком многие первоклассные программисты с пренебрежением относятся к знаниям в других областях или считают, что уровень компетенции в своей области заменит им знание других предметов. К сожалению, очень часто причиной неудовлетворительных результатов работы становится недостаток знаний, не относящихся к прямой компетенции специалиста. Существуют два важных направления: психология и управление (менеджмент), которые следует знать специалистам в области информационных технологий. Попыткой компенсировать недостаток внимания к подобным проблемам в учебном плане является преподавание в СПбГУ спецсеминара "Психология программирования" и спецкурса "Психология управления программным проектом".

Предметом исследования психологии программирования является деятельность программиста, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических приемов памяти и мышления у программиста, его работоспособности, вопросы профессионального отбора. В свою очередь психология управления рассматривает вопросы создания и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения, осуществления контроля, а также кадровые вопросы.

Точкой отсчета начала повышенного интереса к вопросу психологии программирования является выход первого издания книги Вейнберга "The Psychology of Computer Programming" более 30 лет назад. Около 20 лет действует и проводит ежегодные конференции "Psychology of Programming Interest Group". В "Рекомендациях по преподаванию информатики в университетах (Computing Curricula 2001: Computer Science)" имеется тема "Социальные и профессиональные вопросы" (Social and professional issues). На профессиональных сайтах в сети Интернет исследуются вопросы эргономики и разработки практичных интерфейсов.

Изменилось ли что-нибудь с момента выхода книги Вейнберга? Пожалуй, все, кроме человека и его психологии. Радикальным решением проблем кризиса программирования поочередно объявлялись поиск лучшего языка программирования (1960-е годы), технологии программирования (1970-е годы), инструментария программирования (1980-е годы), систем качества (1990-е). И только центральному и ключевому фактору - фигуре самого программиста - внимание почти не уделялось.

Представленная структура семинара и курса включает элементы практической психологии, психологии индивидуальной деятельности программиста, психологии коллективной деятельности, а также эргономики. Успех любого проекта определяется людьми (программистами) в нем участвующими. А воздействие на людей в организации оказывают два основных фактора. Первый: иерархическая структура организации с основным средством воздействия - вертикальной иерархией власти. Второй: корпоративная культура с вырабатываемыми организацией совместными ценностями, социальными нормами, установками поведения, регламентирующими социальные нормы.

В 1975 году, после выхода своей знаменитой книги, Брукс заставил многих задуматься, вынеся на широкую публику результаты некоторых исследований производительности труда в группе опытных программистов. Исследования показали, что "соотношения между лучшими и худшими результатами составило примерно 10:1 по производительности труда и 5:1 по скорости работы программ и требуемой для них памяти". Почему одни программисты оказываются на порядок полезнее других? Предлагается отвечать на этот вопрос исходя из расслоения программистов по специализации и квалификации. Каждая из работ в рамках выполняемых процессов рассматривается как лежащая в диапазоне между физическим трудом (выполняя который программист решает вопрос: "как задание должно быть выполнено?") и умственным трудом (решая вопрос: "в чем заключается задание?").

В докладе анализируются метафоры, описывающие различные аспекты программировании, а также используемые при разработке интерфейсов. Обсуждается одна из основных проблем в психологии программирования - трудность получения достоверных результатов, основанных на объективных фактах и точных метриках, а не эмоциональных оценках.

Презентация к докладу (MSPowerPoint, 135Kb)...


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga