Роль смотров-конкурсов в подготовке IT-специалистов
Б.В.Олейников, oleynik@krasu.ru,
Красноярский государственный университет.
В подготовке IT-специалистов в нашей стране существуют значительные проблемы:
- отсутствие соответствующей материально-технической базы в учебных заведениях,
- низкая оплата труда преподавателей,
- потеря престижности труда преподавателя,
- отток молодых кадров и, как следствие, старение преподавательских кадров в учебном заведении,
- определенные трудности у старшего поколения преподавателей к освоению стремительно нарастающего объема IT-знаний и перевода их в русло информационно-образовательного материала,
- отсутствие опыта у основной массы преподавателей разработки конкретных современных информационных продуктов и технологий, как вследствие загруженности, так и вследствие несоответствия их квалификации требованиям процесса разработки и производства современных информационных технологий и продуктов,
- растущая разница в обеспеченности учебного процесса центральных и периферийных учебных заведений и др.
Установки, сделанные в рамках ФЦП РЕОИС на обеспеченность сферы образования современными информационно-образовательными ресурсами и технологиями, подготовку кадров, призваны изменить ситуацию в лучшую сторону, однако, если присмотреться внимательнее, то основные действия в области широкой подготовки кадров, как и 20 лет назад в период становления школьной информатики в основном направлены на ликвидацию безграмотности, только теперь не просто "компьютерной", а с акцентом на общую IT-область. Парадокс этой ситуации заключается в том, что учитывая экспоненциальный закон развития IT-отрасли и следуя складывающейся традиции организации обучения, мы всегда будем обречены на постоянное "догоняние", постоянную ликвидацию безграмотности в чем-то, что отнюдь не должно характеризовать организацию образовательного процесса как такового.
Если исходить из основных образовательных постулатов, то в организации процесса образования должны быть созданы такие условия, которые 1) стимулировали бы интерес к процессу обучения и 2) были бы направлены на мобилизацию всех возможностей обучаемого к освоению требуемого объема знаний. Именно эти 2 постулата в конечном итоге определяют эффективность и непрерывность образовательного процесса, что особенно важно для IT-отрасли, ибо как отмечают некоторые исследователи, "ключевой вопрос - это создание непрерывной подготовки IT-элиты, потому, что элитные кадры определяют развитие отрасли" (Гуриев М.А.). Очевидно также и то, что эти 2 постулата должны быть реализованы, по возможности, на самой ранней ступени подготовки (становления) будущего IT-специалиста.
Одним из мероприятий, направленных на реализацию этих постулатов, могут послужить правильно организованные, с соответствующей целевой установкой смотры-конкурсы самодеятельных IT-проектов.
В 1994 г. в Красноярском государственном университете идея именно такого смотра-конкурса "Soft-Парад" и была предложена и реализована автором в качестве одного из центральных моментов подготовки IT-специалистов. Конкурс организуется так, что в его рамках одновременно решается несколько задач, связанных как непосредственно с процессом обучения (реализация указанных выше постулатов), так и с оценкой общего состояния дел по обучению в IT-отрасли с целью оперативной корректировки обучения, решением проблемы трудоустройства будущих специалистов, а также с решением общей проблемы создания кадрового резерва для региона.
Со временем смотр-конкурс "Soft-Парад" перерос рамки чисто учебного процесса в Красноярском государственном университете и стал региональным, способствующим совершенствованию подготовки IT-специалистов в регионе.
В настоящее время смотр-конкурс "Soft-Парад" преследует следующие цели:
- Показать уровень самодеятельных разработок в области создания программных продуктов, отражающий результативность процесса обучения программированию и информационным технологиям.
- Выявить наиболее талантливых и одаренных разработчиков алгоритмов, современного программного обеспечения и информационных ресурсов.
- Стимулировать заинтересованность в профессиональной подготовке в области программирования.
- Привлечь внимание потенциальных работодателей к будущим специалистам в области современного программирования.
- Рассмотреть проблемы подготовки специалистов в области программирования и современных информационных технологий.
- Сформировать базу данных "золотого" программистского резерва и опубликовать ее в Интернет.
В целях патриотического воспитания талантливой молодежи проведение каждого смотра-конкурса посвящается одному из знаменательных событий в развитии научно-технического прогресса, которому способствовали достижения отечественных ученых (предоставляется соответствующий информационный материал). Например, в 2001 г. он был посвящен 50-летию ввода в строй первой советской ЭВМ МЭСМ (первой машины такого класса на евроазиатском континенте). Последний XI "Soft-Парад", прошедший в 2004 г., был посвящен 10-летию российского Интернет (регистрации домена .ru).
Разработано Положение о смотре-конкурсе "Soft-Парад" строго регламентирующее общий порядок и процедуру проведения конкурса. Особое внимание уделяется работе по обеспечению патронажа конкурса, организации судейства, а также спонсоров, обеспечивающих основной призовой фонд и, обычно, одновременно являющихся заказчиками IT-специалистов. Конкурс проводится по нескольким номинациям в три тура: первый тур - заочный отборочный, второй тур - смотр-представление отобранных проектов (полуфинал), третий тур - очная защита вышедших в финал проектов.
Участниками конкурса могут быть учащиеся всех ступеней образования, включая аспирантов. В проведении конкурса участвуют представители администрации города и края, научных и учебных заведений всех уровней, бюджетных и коммерческих организаций и др.
Заложены определенные традиции в обеспечении преемственности поколений участников "Soft-Парада" - организация посланий.
По результатам конкурса определяются победители и призеры в каждой номинации, а также гранд-персона конкурса, которые награждаются дипломами, медалями, ценными призами. Представляется соответствующее резюме и формируется база данных регионального резерва будущих IT-специалистов, которая выставляется в Интернет.
Полная информация о смотрах-конкурсах "Soft-Парад", включая перечни попавших в полуфинал проектов, победителей и призеров конкурса, спонсоров, выставляется на сайте ic.krasu.ru.
Все это создает ту "ауру", которая развивает интерес и обеспечивает самомобилизацию возможностей обучающейся молодежи, помогая тем самым решению задачи организации естественного саморазвивающегося учебного процесса по подготовке IT-специалистов с привлечением всех доступных внешних возможностей.
|