О преподавании информатики на социологическом факультете МГУ
Ю.Е. Поляк, МГУ
В течение 15 лет автор читает вводный курс информатики студентам социологического факультета МГУ. Еще тогда было решено отойти от привычной практики 80-х годов, основанной на изучении алгоритмических языков, и буквального понимания популярного тогда лозунга "программирование - вторая грамотность" [1]. В качестве главной цели обучения рассматривалось умение грамотно применять компьютер в профессиональной деятельности. Поэтому уже в начале 90-х на практических занятиях появились замечательные для своего времени пакеты "Лексикон" и "Мастер" - запоздалое спасибо компании "Микроинформ", в первую очередь Е.Н.Веселову и О.К.Дергуновой.
С тех пор содержание курса многократно изменялось, но постоянным оставалось первостепенное значение компьютерного практикума, необходимого для выработки и закрепления навыков рациональной работы с информацией. Большинство первокурсников 2004 года имеет доступ к компьютерам (и как правило, интернету) у себя дома, что заметно завышает их самооценку, но далеко не всегда гарантирует небходимый уровень знаний и умений. При разработке программы занятий приходится балансировать между отечественными и международными стандартами (в частности, "Computing Curricula") и "фитнесс-обучением" (выражение А.В.Гиглавого). В последние годы значительное место в курсе занимают сетевые технологии и методы поиска информации [3-5].
Начиная с 1996 года, около 20 студентов вечернего отделения работали под руководством автора в лаборатории сетевых информационных ресурсов Центрального экономико-математического института РАН, где участвовали в информационной поддержке базы данных о ресурсах рунета. При их участии разработаны, в частности, каталог "АУ!" [2], каталог "Желтые страницы интернета", ряд других электронных и печатных справочников. Для каталога, интегрированного в поисковую систему "Яндекс", группа ЦЭМИ выполнила разработку рубрикатора, первоначальное наполнение базы и обучение редакторов. Эти студенты демонстрируют устойчивые успехи в творческом развитии и профессиональных достижениях. К настоящему моменту многие окончили МГУ (как правило, с отличием, причем несколько человек получили одновременно два высших образования), некоторые учатся в аспирантурах. Все они еще с младших курсов имеют публикации, участвуют в серьезных научных конференциях.
В докладе анализируется опыт, полученный в ходе преподавания студентам основ сетевых технологий и совместной работы с ними над каталогами информационных ресурсов.
- Yuri Polak. Computerization of Education - Problems of Mass Learning // Problems of Economics v.29 n.12, 1987
- Поляк Ю.Е. Студенты и "АУ!" // Международная конференция "Интернет, общество, личность". Санкт-Петербург, 1999
- Yuri Polak. Network Technologies and Creative Development of Students // Telecommunications for Education and Training, Proceedings of International Conference. Praha, 2001
- Yuri Polak. Competitive and Game Components in Teaching Search Strategies // Proceedings of the 4th International Workshop on Computer Science and Information Technologies CSIT'2002. Patras, Greece, 2002
- Поляк Ю.Е. Поиск в интернете в процессе обучения информатике // V Всероссийская научная конференция "Научный сервис в сети Интернет". Новороссийск, 2003
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 1.38Mb)...
|