ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ
К.Е. Афанасьев, Л.Е. Шмакова
keafa@kemsu.ru stsle@ic.kemsu.ru
Кемеровский государственный университет.
В настоящее время информатизация общества приобретает все большие масштабы. В этих условиях информатика и информационные технологии играют все более значительную роль в современной профессиональной деятельности гуманитариев. В связи с развитием информационных технологий - локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительной бытовой компьютеризации, происходит существенное изменение, как форм, так и содержания образования. Выработанные, теоретически проверенные и в течение ряда лет применяемые методы традиционного преподавания не могут в полной мере обеспечить необходимый потенциал, выражающийся в готовности студентов к восприятию новых знаний и технологий. Сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний студентам, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали производительность учебного труда и труда преподавателя. Новые информационные технологии в силу своей специфики не могут в полной мере раскрыть свой обучающий потенциал в традиционной образовательной системе, в которой преобладают дидактические линейные технологии передачи готовых знаний. В связи с этим идет активный процесс перенацеливания информационных технологий на нелинейную структуризацию информации в виде гипертекстов, гипермедиа, распределенных баз, банков данных и знаний. Эффективное использование новых педагогических технологий в сочетании с информационными технологиями ведет к изменениям в содержании, организационных формах и методах работы всей системы образования.
Новые педагогические технологии, как истинные инновации в области педагогики, - явление чрезвычайно редкое. Обычно это новый взгляд на старые педагогические истины. Рассмотрение использовавшихся ранее методов и приемов обучения в новой учебной ситуации дает основание говорить о новых педагогических технологиях. Внедрение средств новых информационных технологий в образование заставило рассмотреть метод проектов более разнопланово, с точки зрения различных педагогических философий и учений, обосновать, что метод проектов является наиболее эффективным методом в обучении информатике и информационным технологиям. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Главной особенностью нелинейных технологий, в том числе и проектного метода, является проблема постановки учебных целей и задач по предметной области, которые помогают педагогу формировать экспертный путь их достижения, предложить необходимый инструментарий, методический материал, инструкции, опыт.
В общекультурный блок для гуманитарных специальностей входит небольшой практикум, посвященный новым информационным технологиям (НИТ). Компьютерный практикум завершает изучение курса "Математика и информатика". Использование проектов в курсе "Интернет-технологии" обосновано тем, что в качестве основной цели курса выступает задача практического освоения компьютерных технологий и применения их в учебной и профессиональной деятельности.
Современные информационные технологии не требуют от гуманитария умения программировать. В качестве программной основы для новых информационных технологий обучения в рамках практикума рассматриваются гипертекстовые информационные технологии, которые можно определить как технологии обработки семантической информации, основанные на использовании гипертекстов. Суть этих технологий состоит в предоставлении студентам возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия.
Впервые понятие гипертекста вводится в рамках курса "Математика и информатика". Создание гиперссылок студенты осваивают при изучении приложений Windows, имеющих опцию вставка гиперссылки (например, Word-2000, Excel-2000 и др.). В этих приложениях ими создаются гиперпереходы к другому файлу, к объекту (текстовому или графическому) в этом же документе, к конкретному объекту другого документа. При изучении приложения PowerPoint-2000 гиперпереходы используются при создании презентаций свободно разветвляющихся в зависимости от реакции пользователя. Формирование умений и навыков работы с гипертекстом продолжается в курсе "Интернет-технологии". Студенты знакомятся с основными тегами языка гипертекстовой разметки. Изучение темы заканчивается созданием мини-сайта. При этом, в рамках проекта, студенты выбирают тему, осуществляют поиск текстовой и графической информации, оформление в формате HTML. Выбор тематики определяется с учетом конкретных учебных задач, но обычно проектная деятельность студентов-филологов в области информационных технологий не ограничивается рамками предмета, а требует привлечения знаний студентов из области лингвистики, их творческого мышления, исследовательских навыков. Большая часть проектирования (сбор информации, анализ, проведение исследований, экспертиза и т.д.) предполагает самостоятельную работу студентов.
Использование проектного метода при создании информационного web-сайта предполагает ориентацию не на возможности и особенности программных продуктов, а на целевые технологии различных видов деятельности. На практических занятиях по курсу "Математика и информатика" студенты освоили технологии подготовки документов, анализа данных в средах Word, Excel, Access, PowerPoint, поиска информации в сети, коллективной работы и др. Акцентируя при обучении внимание на данные технологии, а не на программные продукты студенты учатся профессиональному применению компьютера.
Опыт организации и проведения проектной деятельности по данному направлению показал следующее. Несмотря на большую трудоемкость, данный проект всегда вызывает интерес у студентов-филологов. Проект завершает изучение офисных технологий и все полученные знания, умения и навыки приобретают реальный смысл и значение. Проект позволяет реализовать творческое сотрудничество преподавателя и студента, интеллектуальное партнерство и активную деятельность со стороны обучаемого. Каждый студент обычно движется по собственной "образовательной траектории", но у всех она мотивирована, осознана и обычно бывает успешно пройдена. В результате создается большое количество мини-сайтов, в основном по различным темам. Лучшие из них выставляются на сайте кафедры ЮНЕСКО по НИТ. При создании итоговых проектов используется интеграция знаний предметных областей лингвистики и информатики, и осознанного использования информационных технологий. Работа во временных проектных группах (с меняющимся составом в различных проектах) способствует развитию творческого мышления и становлению рефлексивной позиции, что обычно трудно сформировать на занятиях обычного типа. Студенты в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, учатся использовать информационные и телекоммуникационные технологии в своей будущей профессии. Используя проектный метод, становится возможным подготовка квалифицированных специалистов, обладающих навыками осознанного применения современных информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной области.
Литература
- Пак Н.И., Степанова Т.А. Использование параллельных технологий обучения в курсах информатики //Новые информационные технологии в университетском образовании: Тезисы конференции. - Новосибирск: СГУПС, ИДМИ, 2001. - С.120.
- Афанасьев К.Е., Шмакова Л.Е. Использование электронного учебно-методического пособия "Современные информационные технологии для гуманитариев" в учебном процессе.// Тезисы X Всероссийской научно-методической конференции "Телематика 2003" - Санкт-Петербург: 2003.
|