home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Подготовка учителя информатики к организации исследовательской и творческой деятельности учащихся

Шухман А.Е.
декан вечернего отделения
Оренбургского государственного педагогического университета.

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вам доклад "Подготовка учителя информатики к организации исследовательской и творческой деятельности учащихся". На нашей конференции много говорилось о большой потребности индустрии программирования и электроники в грамотных творчески мыслящих специалистах. Не надо забывать, что большое количество наиболее талантливых молодых специалистов проявляет свои творческие способности еще в школьные годы. И очень важно, чтобы рядом с талантливым школьником оказался талантливый учитель, способный правильно направить усилия ребенка, поддержать познавательный интерес, подтолкнуть к выбору будущей профессии.

Мы определяем проектную деятельность как творческую, если автор самостоятельно, или консультируясь с руководителем, определяет цель проекта, ставит задачи по созданию проекта, выбирает методы их решения, получает в конце новый оригинальный результат. Исследовательский проект отличается от творческого тем, что имеет четкую структуру, соответствующую научным исследованиям.

Современные информационные технологии предоставляют школьникам широкие возможности для исследовательской и творческой работы в таких областях, как программирование, компьютерное моделирование, компьютерная графика и анимация, Web-дизайн. Кроме того, использование информационных технологий позволяет одаренным детям в более раннем возрасте проявить свои способности, поскольку снимаются многие технические проблемы, например, при создании музыки, живописи.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся остается важнейшей задачей системы образования. Исследовательская и творческая работа школьников ориентирует их на получение высшего образования и будущую работу в сфере информационных технологий.

Исследовательская и творческая работа требуют более глубоких знаний в предметной области "Информатика и информационные технологии", чем содержание базового курса информатики. Возникает необходимость в организации факультативного профильного обучения отдельным разделам информатики и информационных технологий в школе или в системе дополнительного образования.

Такая система курсов разработана, например, в Школе информатики при Областном дворце творчества детей и молодежи г. Оренбурга в сотрудничестве с кафедрой информатики и методики преподавания информатики Оренбургского государственного педагогического университета. Система подготовки рассчитана на 3-4 года обучения начиная с 6-7 класса и содержит несколько уровней. Типичная образовательная траектория школьника выглядит следующим образом. На первом уровне школьники получают базовую подготовку по информатике в курсе "Основы современных информационных технологий". На втором уровне организовано базовое обучение по профильным курсам "Основы программирования", "Основы компьютерной графики", "Основы компьютерной музыки", "Основы Web-технологии". На третьем уровне проводится индивидуальная работа со школьниками и занятия по углубленным курсам "Программирование графики", "Компьютерное моделирование", "Трехмерная анимация", "Web-дизайн" и другим. Школьники на 3-4 году обучения обязательно выполняют зачетные учебные проекты, которые имеют исследовательскую и творческую направленность. Многоуровневая модульная система подготовки достаточно гибка и позволяет выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Так, некоторые школьники получают базовую подготовку в школе и включаются в систему дополнительного образования на третьем уровне. Другие могут изучать несколько курсов из разных направлений, например – "Основы программирования" и "Основы Web-технологии".

Исследовательские и творческие работы школьников участвуют в исследовательских научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, фестивалях компьютерного искусства.

Успехи школьников в олимпиадах по программированию на наш взгляд также демонстрирует исследовательские возможности школьников в этой области, поскольку на уровне Всероссийских олимпиад для большинства предлагаемых задач необходимо придумать новые специальные способы решения на основе обобщенных базовых алгоритмов.

Четырехлетний опыт работы Школы информатики, повышения квалификации учителей гимназий и школ г. Оренбурга, показывает необходимость специальной подготовки учителя информатики к организации исследовательской и творческой деятельности учащихся. Например, проблема многих талантливых учителей в том, что они не могут правильно предложить тему исследовательской работы, поскольку не знакомы с критериями оценки подобных работ. Достаточное количество проектов не доводятся до завершения, потому что учитель плохо представляет себе последовательность этапов работы над проектом.

Выделим в предлагаемой системе подготовки несколько направлений:

  • организационная подготовка (формы и направления творческой и исследовательской деятельности школьников, критерии оценки творческих и исследовательских работ, виды конкурсов и олимпиад);
  • методическая подготовка (методика выбора тематики проектов, управление проектной деятельностью, дополнительное образование школьников по информатике)
  • технологическая подготовка (современные информационные технологии, используемые в исследовательской и творческой деятельности школьников и не входящие в базовое содержание подготовки учителя информатики).

Методические и организационные аспекты подготовки объединены в базовый 18-часовой курс "Организация исследовательской и творческой деятельности учащихся по информатике и информационным технологиям". Технологические модули представлены курсами по выбору "Олимпиадные задачи по программированию", "Компьютерная графика и анимация", "Web-дизайн и программирование", "Программирование графики" продолжительностью по 36 часов. Программа базового курса включает в себя следующие темы:

  • формы индивидуальной работы со школьниками по информатике;
  • метод проектов, технология управления проектами;
  • направления исследовательской и творческой деятельности школьников по информатике и информационным технологиям;
  • система дополнительного образования по информатике;
  • личные и командные олимпиады по программированию и базовому курсу информатики;
  • конкурсы творческих работ по информатике по различным направлениям, критерии оценки творческих работ;
  • исследовательская работа и научно-практические конференции учащихся.

Подготовка организована в рамках курсов по выбору для студентов специальности "Информатика" ОГПУ. Реализация предложенной модели подготовки возможна и в системе повышения квалификации педагогов.


Презентация к докладу (MSPowerPoint, 105Kb)...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga