home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Непрерывное обучение: французский аспект

А.А. Сытник, Н.И. Мельникова

АННОТАЦИЯ

Потребность в диверсификации и непрерывности профессионального образования имеет глобальный характер и свойственна всем национальным экономикам. В развитии российского непрерывного образования следует продуктивно использовать опыт других стран, имеющих признанную систему образования. Дипломы "Профессиональная лицензия" (Licence professionnelle) французской системы образования являются одним из перспективных направлений развития рынка образовательных услуг по актуальным рыночным специальностям в российских университетах.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФРАНЦУЗСКИЙ АСПЕКТ

Образовательная среда постоянно изменяется, являясь производной от текущих экономических, политических и социальных условий. Способность системы образования удовлетворять потребностям личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы и инновационные пути экономического, социального и духовного развития стран и народов.

Первоначально система обучения, строившаяся по принципу "всех всему" находилась внутри семьи, затем рода и племени. Затем возникла узкоспециализированная ремесленная школа с системой обучения "всех, но не всему". Со временем появились внесемейные системы образования (школы, училища), которые обучали "не всех и не всему". В дальнейшем "... развитие систем образования в рамках государства было обусловлено ростом удельного веса узких специалистов в связи с усложнением процессов переработки первичных ресурсов" .

На современном этапе общественного развития образование становится одной из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Уже обозначились ряд тенденций, которые рассматриваются как приоритетные в развитии образования в двадцать первом веке: международность образования; институализация форм непрерывного образования; либерализация университетского образования; индивидуализация подходов к образованию на основе новых информационно-коммуникационных технологий, диверсификация профессионального образования.

Согласно имеющимся оценкам, нынешние выпускники школ должны в течение жизни сменить три-пять профессий. Кроме того, навыки и образовательные требования в рамках профессии также постоянно меняются, для того чтобы можно было использовать новые возможности, предлагаемые новыми технологиями.

Этот сдвиг в проблеме занятости означает необходимость для человека непрерывно усовершенствовать свои навыки и компетенции с целью успешного поиска себя на рынке труда. Появление концепции непрерывного образования, необходимость проработки проблем институализации взрослых людей - вызов времени . В противном случае человек с каждым годом становится все более уязвимым для дальнейшего поиска себя в жизни. Эта потребность имеет глобальный характер и имеет отношение ко всем национальным экономикам.

Жизнь показывает, что независимо от качества "первого" образования, полученного человеком, его со временем становится недостаточно, необходимы новые организационные формы обучения на протяжении всей жизни. Формально образование по-прежнему делится на дошкольное/школьное/высшее образование, однако необходимость непрерывного образования в течение всей жизни становится все более явственной.

В развитии российского непрерывного образования следует продуктивно использовать опыт других стран, имеющих признанную систему образования. Особое место в ряду этих стран занимает Франция, поскольку в ней, как и в России, управление народным образованием строго централизованно. Большинство учебных заведений системы начального и среднего общего образования, значительная часть профессиональных школ, университеты и другие национальные учебные заведения находятся в ведении Министерства по делам молодежи, национального образования и научных исследований. Некоторые учебные заведения профессионального типа находятся в ведении министерств, ведающих той или иной специальной отраслью производства.

Особенностью стран французской традиции (Бельгия, Италия, Франция и др.) является большая дробность уровней высшего образования и большая пестрота наименований ученых степеней . Как сказал Министр по делам молодежи, национального образования и научных исследований Франции Люк Ферри: "О реформе образования даже не приходится говорить - это перманентное состояние... Это, как у нас шутят, стало во Франции чем-то вроде национального спорта" . Для подготовки специалистов по актуальным специальностям в европейском контексте постановлением Министерства образования Франции от 17 ноября 1999 создан диплом "Профессиональная лицензия" (Licence professionnelle).

Этот диплом ориентирован на узконаправленную профессиональную специализацию с акцентом на актуальные знания. Обучение строится на основе партнерских отношений между университетами, предприятиями и профессиональными сообществами. Профессиональная лицензия требует инновационной педагогики, основанной на проектах. Учебный процесс на получение профессиональной лицензии включает теоретическое и практическое обучение, стажировки от 12 до 16 недель, руководство проектом, альтернативное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Отсюда проистекает очень широкая возможность инициативы, оставленная вузам, а именно, в разработке проектов новых профессиональных лицензий на основе анализа спроса и предложений на рынке труда, в установлении партнерских отношений как с профессиональными кругами, так и с другими образовательными учреждениями других уровней (лицеями, высшими школами), а также в использовании инновационной педагогики, основанной на широком использовании информационо-коммуникационных технологий.

При получении первого образования получение профессиональной лицензии открыто для различного контингента учащихся. Профессиональная лицензия - это также диплом, рассчитанный на непрерывное образование. Она предлагает людям, уже участвующим в профессиональной деятельности, возможность получить более высокий квалификационный уровень, что обеспечивает развитие их карьеры.

В 2001 году действовало 377 профессиональных лицензий, из них 52 в области информационно-коммуникационных технологий. В структуре названий профессиональных лицензий область информационно-коммуникационных технологий называется "Информатика и сети" (Informatique et reseaux). Данный сектор образования очень динамично развивается. В 2001 году был открыт целый ряд профессиональных лицензий, включая:

  • промышленная автоматика и информатика (automatique et informatique industrielle);
  • промышленная автоматика и информатика, специализация - программное управление техническими устройствами (automatique et informatique industrielle option controle-commande et gestion technique);
  • промышленная автоматика и информатика, специализация - встроенные системы и информатика реального времени (automatique et informatique industrielle option systemes embarques et informatique en temps reel);
  • коммуникация и носители, специализация - цифровые изображения (communication et media option image numerique);
  • концепция и администрирование сетевых информационных систем (сonception et administration de systemes d'information en reseau) ;
  • менеджемент, специализация - управленческая информатика (мanagement des organisations option informatique de gestion)
  • информационные приложения, специализация - цифровые изображения и звук (metier des applications de l'informatique option ingenierie de l'image et du son numerique);
  • информатика, сети и телекоммуникации, специализация - разрабока приложений электронной коммерции (metiers de l'informatique et des reseaux, reseaux et telecommunications option developpeur d'applications e-business);
  • промышленное производство, специализация - автоматизация и информатизация систем контроля продукции (production industrielle option automatisation et informatisation pour la tracabilite de systemes de production);
  • сети и телекоммуникации, специализация - электронная коммерция (reseaux et telecommunications) ;
  • администратор сетей (administrateur de reseaux);
    • концепция администрирования и поддержки сети предприятия (conception administration et maintenance de reseaux d'entreprise) ;
    • управление сетями и телекоммуникационными системами (gestion des reseaux et systemes de telecommunications) ;
    • специальное техническое обеспечение информации и коммуникации (techniques d'information et de communication);
  • мобильные сети и коммуникации (reseaux mobiles et securite);
  • информационные системы и базы данных, специализация : специальный анализ распределенных данных по месту расположения и обслуживания (ressources documentaires et base de donnees option analyse de donnees geo-referencees appliquees a la distribution et aux services);
  • инфомационные системы и базы данных, специализация: информатика (systeme d'information et bases de donnees option informatiques) ;
  • технология интернет-приложений (technologie des applications internet) ;
  • технологии обработки информации и коммуникации (technologies de l'information et de la communication).

Таким образом, дробность, характерная для всей системы высшего образования Франции, свойственна и отдельной ее ветви. Для того чтобы составить представление о загруженности студентов, которые стремятся получить профессиональную лицензию, рассмотрим содержание образовательных программ для получения этого вида диплома на примере мультимедийных технологий. В явном виде слово мультимедиа встречается в названии нескольких профессиональных лицензий, например мультимедиа и новые профессиональные возможности (multimedia et nouveaux metiers); создание мультимедиа (creation multimedia); мультимедиа (multimedia) инженерия мультимедийных проектов (ingenierie de projets multimedia).

Рассмотрим общие требования к образовательной программе профессиональной лицензии multimedia Нормативный срок освоения образовательной программы для получения профессиональной лицензии multimedia составляет 1 год. Цель данной профессиональной лицензии состоит в том, чтобы обеспечить растущий спрос различных предприятий в сфере создания мультимедийных продуктов. Обладатели этого диплома должны знать инструменты создания мультимедийных продуктов, основы кодирования и передачи цифровых данных. Обладатели этого диплома работают в трех основных секторах деятельности, относящихся к компетенции мультимедиа, а именно: предприятия по созданию мультимедийных продуктов; предприятия в области обработки информации и коммуникаций; предприятия в области аудио- и видео- записи.

В профессиональную компетенцию обладателей этого диплома входит осуществление функций помощника или руководителя мультимедийного проекта, в зависимости от размера предприятия.

Получение профессиональной лицензии multimedia базируется на ранее полученном образовании. В том случае, если университетское образование получается впервые, то потенциальный студент должен иметь любую из степеней DEUST, DEUG, DUT, BTS по ряду направлений, включая: информатика, коммуникации, аудио- и видео-, маркетинг. В случае непрерывного образования, на получение этой степени могут претендовать работники информационного сектора, желающие специализироваться в создании мультимедийных продуктов.

Необходимо отметить, что получение профессиональной лицензии - это не тупиковая ветвь образования. Владельцы профессиональной лицензии могут продолжить обучение дальше, например, для получения диплома инженера-мэтра. Профессиональный рост для обладателей этого диплома возможен. Гибкость и вариативность получения образования представляется очень интересной в связи с институализаций уровневого образования в России. Профессиональная лицензия - это новый диплом в высшем французском образовании. Но он виртуозно вписался в систему достижимых дипломов. Легитимизация интенсивного теоретического и практического обучения в течение короткого промежутка времени, возможно, одно из самых перспективных направлений развития непрерывного высшего образования в условиях каледойскопичной смены поколений информационно-коммуникационных технологий.

Требования к обязательному минимуму содержания подготовки для получение данной профессиональной лицензии включают теоретическое обучение и стажировку. Теоретическое обучение охватывает следующие разделы: коммуникации, маркетинг, менеджмент, концепция и реализация мультимедийных продуктов, разработка Интернет-приложение (Java и др.), телекоммуникации, мультимедийные информационные системы, человеко-машинный интерфейс, утилиты обработки аудио- и видео- информации, обработка цифровой информации, технологии и коммуникация через Интернет.

Обязательным условием получения профессиональной лицензии multimedia является стажировка на предприятии в течение 16 недель. Это означает, что длительность стажировки полностью соответствует длительности обучения во втором семестре российских университетов, которая равна 16 неделям. Как видно из учебного плана университета "L'Universite de Corse Pascal PAOLI" (Таблица 1), длительность практики в неделю составляет 35 часов, т.е. полный трудовой день.

Таблица 1. Учебный план профессиональной лицензии мультимедиа

ДисциплинаВсего часовC
лекции
TD
семинары
TP
практика
Unite d'Enseignement 1: Cyberculture et Consommation
Модуль 1: Киберкультура и потребление
137 часов
Territoires et Communication
Пространства и коммуникации
2418 8 
Cyberculture et Enjeux de Societe
Киберкультура и цели общества
362016  
Cyberconsommation et multimedia
Киберпотребление и мультимедиа
35111212
Conduite de Projets
Руководство проектом
188 10
Anglais Professionnel
Профессиональный английский
24 24 
Unite d'Enseignement 2: Culture Scientifique et Developpement
Модуль 2: Научная культура и разработка
186 часов
Conception et Realisation Multimedia
Концепция и реализация мультимедиа
3616 20
Developpement Internet et Multimedia Разработка
Интернет и мультимедиа приложений
50181220
Telecommunications Hauts Debits
Телекоммуникации
50181220
Systemes d'Informations Multimedia
Мультимедийные системы
50181220
Unite d'Enseignement 3: Culture Communicationnelle
Модуль 3: Коммуникационная культура
131 часов
Introduction a la Conception Multimedia
Введение в концепцию мультимедиа
188 4
Interfaces Homme\Machine
Человеко-машинный интерфейс
156 9
Theories et Techniques des Outils Audiovisuels
Теория и методы утилит обработки аудио- и видео- информации
18810 
Pratique des Outils Audiovisuels
Практика по использованию утилит обработки аудио- и видео- информации
27  27
Outils de Traitement Numerique
Практика по обработке цифровой информации
248 16
Technologies et Communications sur Internet
Технологии и коммуникации через Интернет
3514 21
Unite d'Enseignement 4: Projet Tutore et Stage
Модуль 4: Руководство проектом и стажировка
710 часов
Projet Tutore
Руководство проектом
150    
Stage en Entreprise
Стажировка на предприятии
560 (16 недель), т.е. 35 часов в неделю   

Для получения профессиональной лицензии затрачивается год обучения. Практика на предприятии составляет 16 недель, что соответствует длительности одного семестра в российском образовании. Таким образом, все теоретическое обучение охватывает не более одного семестра. На этот семестр падает 454 часа аудиторной работы. Согласно российским государственным образовательным стандартам объем аудиторной работы не должен превышать 27 часов в неделю. Первый семестр включает 17 недель, отсюда следует, что в российских вузах объем аудиторного теоретического обучения должен находится на уровне 459 часов. Таким образом, формальный объем семестровой аудиторной нагрузки для студентов российских и французских вузов является одинаковым. Однако профессиональная насыщенность обучения французских студентов значительно выше и подобная концентрация курсов в области мультимедиа недостижима для подобной специализации в российских вузах. При этом необходимо отметить, что речь идет о средневысшем образовании применительно к позиции профессиональной лицензии, среди многочисленных французских степеней.

Обучение для получения профессиональной лицензии продуктивно объед иняет явное и неявное знание. Термин "неявное знание" (tacit knowledge) был введен английским социологом М. Полани (Michael Polanyi) в 1967 году для обозначения особого знания, т.е. знания передаваемого лишь через непосредственное обучение и личные контакты, а не посредством чтения литературы. Всемирно признанные специалисты в области теории управления знаниями Икуджиро Нонака (Ikujiro Nonaka) и Хиротака Такеучи (Hirotaka Takeuchi) подразделяют знания на формализованное, содержащееся в руководствах и инструкциях, и неформализованное, усваиваемое исключительно посредством опыта и передаваемое при помощи метафор и аналогий . Большая часть знаний, накапливающихся в организациях продуцируется опытом и не может быть передана сотрудникам посредством формальных управленческих процедур. Неявные знания только частично могут передаваться от одного лица другому. Выявленная важность неявных знаний порождает различные проекты того, что называется "вытащить знания из голов сотрудников и сделать их собственностью предприятия". Одним из этих способов является организация стажировок специалистов, что очень четко видно на примере французских профессиональных лицензий.

Высокотехнологичные исследования и разработки все больше проводятся в рамках консорциумов бизнеса, государства и университетов, специально создаваемых для решения конкретных, локализованных во времени проблем. Поскольку учреждения высшего образования являются ключевыми членами этих партнерств, соответствующая деятельность оказывает серьезное влияние на организацию вузовских исследований и подготовку высококвалифицированных специалистов. Поэтому проблемно-ориентированный подход начинает доминировать и в образовании. Набирают популярность теории обучения через практику, т.е. через использование неявного знания. Таким образом, сотрудничество рассматривается как естественный способ овладения неявными знаниями. Чем с большим количеством педагогов вступают во взаимодействие студенты, тем в большей степени они обогащаются неявными знаниями.

Французская профессиональная лицензия является отдаленным аналогом российских дополнительных квалификаций. Но для того чтобы получить российскую дополнительную квалификацию, необходимо учиться три года. Это приемлемо для студентов, обучающихся на дневных отделениях и стремящихся получить еще один диплом. Взрослые люди, нуждающиеся в получении новой квалификации, не могут позволить себе столь длительного периода обучения. В области информационно-коммуникационных технологий за это время могут произойти кардинальные изменения, что обесценит получаемую квалификацию. Французские профессиональные лицензии представляются одним из наиболее перспективных направлений развития рынка образовательных услуг по актуальным рыночным специальностям в российских университетах. Этот подход может придать новый импульс взаимодействию вузов и предприятий, нуждающихся в актуализации подготовки специалистов за период времени, который не превышает жизненный цикл современных технологий.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga