Информационные технологии и учебный процесс
К.т.н., доцент Слободин В.Я.
Заместитель директора
Центра дополнительного образования
Сибирской государственной Автомобильно-дорожной академии.
Идет 21-й век - век компьютеров. Информационные технологии изменили мир, проникли во все сферы деятельности человека. Но только учебный процесс в начальной, средней и высшей школе остался почти без изменений.
Я не имею в виду изучение программных продуктов, уже используемых для расчетов и проектирования, в офисах и бухгалтерии. Я имею в виду сам учебный процесс - процесс обучения школьников и студентов, не меняющийся в течение многих тысяч лет. Доска и мел (заменяемые кое-где фломастерами) - вот основной инструмент преподавателя. Чтение лекций - основной метод преподавания. Да и упомянутые выше программные продукты изучаются способом, изобретенным еще в древнем Египте.
Может быть, это и неплохо? Учебный процесс идет, студенты учатся и заканчивают институты, колледжи. Но какой ценой? Высокой загрузкой преподавателей, не позволяющей им совершенствовать свое образование, и отсутствием навыков самостоятельной работы и творчества у студентов. Конечно, и преподаватели повышают свое образование и бывшие студенты когда-нибудь приобретут навыки, но сколько времени на это уйдет?
Чем же помогут здесь информационные технологии? Сначала разберемся, какие задачи ставятся в процессе обучения и как они решаются.
Задачи обучения можно распределить по трем широким категориям:
- передача информации;
- приобретение умений;
- изменение модели мышления.
Традиционный метод обучения при помощи лекций, который мы называем ориентированным на преподавателя, чаще всего используется, когда целью обучения является передача информации и знаний. С точки зрения преподавания, такой подход, ориентированный на преподавателя, предполагает контроль над ходом подачи учебного материала со стороны специалиста вместе с одновременной передачей знаний студенту. Большинство занятий с непосредственным контактом преподавателя и студентов (очная форма) и курсы заочного обучения сориентированы на преподавателя.
Базовый педагогический мотив подхода, ориентированного на учащегося, состоит в том, что каждый учащийся должен не просто получать информацию, а интерпретировать ее для создания новых знаний. При таком подходе студенты учатся методом проб и ошибок и могут одновременно контролировать ход своего обучения. Для поддержки такой формы обучения преподаватели могут применять индивидуальные задания, выполняя которые студенты приобретают новые навыки и умения. Все виды учебных практик, курсовые и дипломные проекты, ограниченные сроками, используют подход к преподаванию, ориентированный на учащегося.
Подход, связанный с применением учебных групп, создает среду, в которой новые знания появляются и распространяются как результат коллективной работы учащихся в учебных группах. В них опыт и существующие знания включаются в процесс их передачи, приводя, таким образом, к появлению новых знаний. Подход к преподаванию, основанный на применении учебных групп, является наиболее эффективным там, где четко сформулированная цель обучения состоит в создании новых знаний на основе существующих и творческом применении этих знаний для решения новых задач.
Роль преподавателя, работающего с учебными группами, состоит в том, чтобы максимально способствовать распространению информации и знаний среди учащихся в отличие от простого контроля над подачей материала и ходом обучения. Студенты, активно обучающиеся в учебных группах, проявляют способности к выработке эффективных логических стратегий, предлагают большее разнообразие идей, вырабатывают критическое мышление и творческий потенциал.
Как же перевести ориентацию учебного процесса с преподавателя на ученика, сделать его главным элементом учебного процесса, оставив при этом за преподавателем функции контроля и управления. Вот здесь то не обойтись без информационных технологий. Технические средства должны поддерживать совместную работу учащихся и способствовать коллективному взаимодействию, одновременно обеспечивая удобный способ передачи материала. Такие технологии должны поддерживать все три рассмотренных типа обучения и позволять преподавателю сочетать их для достижения лучшего результата.
В настоящее время на рынке средств обучения имеются продукты, использующие три методики
- Методика распространения учебных материалов чаще всего основана на подходе, ориентированном на преподавателя. Цель обучения в них состоит в передаче информации. Среди этих технологий можно выделить телепередачи, курсы на видео - и аудиокассетах, другими словами они поддерживают вид связи "один - ко - многим". Эти технологии похожи на традиционные виды преподавания, когда студент является пассивным участником обучения.
- Методика самообучения с использованием компьютерные курсов на компакт-дисках обеспечивает обучение в любом месте и в любое время и часто применяется для приобретения навыков и умений в качестве цели обучения. В соответствии с нашей классификацией эти технологии называются интерактивными. Компьютерные курсы позволяют учащимся контролировать ход своего обучения, выполняя требуемые упражнения и задания для самотестирования. Функциональность этих курсов ограничена тем, что они не обеспечивают взаимодействия с другими студентами или преподавателем, учащийся имеет дело только с программой. Крайне незначительное число интерактивных технологий в настоящее время поддерживают возможность задавать вопросы и получать ответы преподавателя.
- Методика работы в групповой среде поддерживает цель обучения -"изменение модели мышления" и предоставляет возможность преподавания в учебных группах. Технологии коллективного обучения предоставляют многофункциональную, коллективно используемую виртуальную учебную среду, в которой взаимодействие происходит не только по типу студент-программа, но и в соответствии с моделью "многие ко многим". То есть имеет место общение людей, стремящихся к достижению единой цели.
Групповая среда - это электронная учебная среда, работающая в локальной и глобальной вычислительных сетях. Может быть, создание учебной виртуальной среды и поможет модернизировать учебный процесс, дать возможность студентам получать знания и приобретать навыки, а преподавателю контролировать ход учебного процесса? Давайте пофантазируем.
- По дисциплинам некоторой специальности разработаны электронные учебные пособия (ЭУП), включающие весь необходимый информационный материал, изложенный кратко, иллюстрированный примерами.
- Каждая тема содержит задания или тесты для самопроверки, а так же контрольные задания и тесты.
- ЭУП разработаны в специальной электронной учебной среде, работающей с сетях Internet и Intranet.
- Студенты и преподаватели регистрируются в обучающей среде, что обеспечивает управление правами доступа к информационным материалам и выполненным заданиям: студенты не должны иметь права на изменение документов, созданных преподавателем и другим студентом, но должны иметь возможность создавать свои документы для участия в дискуссиях и выполнения заданий.
- Студенты имеют возможность постоянного доступа к обучающей среде в классах открытого доступа или из дома через Internet.
- Студенты, в соответствии с учебным планом, выбирают из базы данных учебный материал и задания. Вся информация может постоянно обновляться.
- Преподаватели оценивают степень усвоения материала студентами, просмотрев результаты выполнения ими заданий и тестов со своего кафедрального компьютера.
- Если степень усвояемости материала недостаточна, преподаватель может откорректировать информационный материал, дополнить его примерами и справочными данными. Причем все изменения выполняются с помощью обычного текстового редактора, не используя язык HTML.
- Студенты могут изучать материал в онлайновом режиме. У них нет необходимости обращаться в библиотеку за справочным материалом.
- Студенты в любое время могут войти в сеть и посмотреть видеоклипы по различным предметам, в которых реальные преподаватели изучаемого ими предмета ведут занятия.
- Студенты в любое время могут участвовать в дискуссиях и выполнять задания по различным темам, а преподаватели контролировать ход дискуссий и проверять задания.
- Студенты и преподаватели могут организовать телеконференции и дискуссионные группы.
В результате применения такой системы трансформируется сама структура обучения: процесс обучения становится непрерывным, убыстряется и становится более качественным. Снижается звонковая нагрузка на преподавателя. Студенты становятся менее зависимыми от преподавателя, ведущего занятия. Большое значение имеет такая система для заочного обучения, ведь с ней студенты заочного отделения могут обучаться наравне со студентами очной формы. При наличии выхода в Internet, все курсы становятся доступны пользователям из других организаций и даже городов. Студенты могут обучаться действительно без отрыва от производства.
Существует ли обучающая среда, имеющая столько возможностей?
Да. В качестве обучающей среды мы используем систему LearningSpace (это как раз и переводится как "обучающая среда") всемирно известной фирмы Lotus, основным продуктом которой является система управления документами Lotus Notes.
Приложение LearningSpace было разработано, чтобы удовлетворить потребность рынка в асинхронном обучении, ход которого контролируется специалистом в изучаемой области. LearningSpace использует уникальные технологии коллективного обучения, содержащиеся в Lotus Notes. С помощью приложения LearningSpace студенты имеют возможность находить и использовать всю необходимую для изучения данного предмета информацию. Они могут работать индивидуально, в домашней обстановке или на работе в соответствии со своими привычками и расписанием. Сильная сторона LearningSpace заключается в способности поддерживать наиболее эффективную модель обучения - коллективное обучение в дистанционной среде. Студенты имеют возможность сотрудничать при решении различных задач, при проведении дискуссий и выполнении упражнений.
LearningSpace является сетевой операционной средой, работающей на основе сервера Domino. Сервер интегрирует в себе возможности сервера приложений, Web сервера и сервера электронной почты.
Для изучения материала и выполнения заданий студент может воспользоваться клиентским приложением Lotus Notes. В этом случае он работает в привычной для них среде текстового редактора. К серверу можно обратиться и с помощью Internet Explorer. При этом сервер превращает весь информационный материал в HTML "на лету", а выполненные задания - в обычный текст.
Комплекс Lotus Notes/Domino может работать в вычислительных сетях самого плохого качества, что, к сожалению, характерно для России, потому что содержит уникальный механизм репликации баз данных, позволяющий по заданному расписанию установить связь между клиентом и сервером и произвести обмен данными. По этой причине асинхронность обучения существенно не влияет на учебный процесс, студент не чувствует себя оторванным от коллектива или преподавателя - создается "виртуальная учебная среда".
В настоящее время имеется все необходимое материальное и программное обеспечение, а главное, имеется значительный опыт использования информационных технологий. Дело - за массовым внедрением этих технологий в учебный процесс.
|