home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Концепция и принципы разработки образовательных профессиональных программ дополнительного ИТ-образования

Проф. В. Сухомлин,
www.sukhomlin.ru
МГУ им. Лоносова.

Аннотация

В докладе предложена концепция и принципы разработки программ дополнительного ИТ-образования на дополнительную квалификацию. Показано, что данный вид образовательной деятельности дает возможность осуществлять комплексное обучение ИТ-профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации, позволяя готовить востребованных в индустрии и бизнесе профессионалов-экспертов по конкретным направлениям ИТ. Определены квалификационные характеристики выпускников программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию, названную в тексте эксперт ИТ. Обосновывается перспективность интеграция усилий учреждений высшей школы (университетов и вузов) с индустриальными специализированными учебными центрами для разработки и реализации совместных или дуальных учебных программ дополнительного образования.

  1. Нормативная основа

    Приказом по Министерству образования РФ N 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 "Информационные технологии" [1-3]. Как показывает опыт, дополнительное образование -- важная составляющая ИТ-образования в целом [4-6]. Его основными целями являются освоение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации, связанной с деятельностью в области ИТ, а также повышение существующей квалификации. В настоящее время формируется нормативная база дополнительного образования для направления ИТ.

  2. Субъекты программ дополнительного образования

    Обучение на дополнительную квалификацию, как правило, характеризуется профильно-ориентированной подготовкой на основе весьма объемной учебной нагрузки. Это дает возможность реализовывать программы профессиональной подготовки, отвечающие высоким профессиональным требованиям. Таким образом, данный вид дополнительного образования, наряду с магистерским обучением, позволяет осуществлять комплексное обучение профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации (например, сетевые технологии, системное администрирование, технологии мультимедиа и пр.). В отличие от магистерской подготовки, в которой значительное внимание уделяется научной работе и подготовке научных ИТ-кадров, программы образования на дополнительную квалификацию предназначены в первую очередь для подготовки ИТ-экспертов, способных эффективно решать сложные задачи производственного характера.

  3. Квалификационная характеристика выпускника программ дополнительного образования

    Квалификационная характеристика выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию (технологов ИТ) по существу выводится из характеристики, соответствующей магистрам ИТ, посредством снижения требований, относящихся к сугубо научной деятельности.

  4. Принципы разработки стандартов дополнительного образования

    Для дополнительного образования на дополнительную квалификацию представляются актуальными, в частности, следующие принципы разработки соответствующих образовательных программ:

    1. Учебная программа должна быть ориентирована на подготовку высокопрофессиональных кадров, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих требованиями международных стандартов.

    2. В состав учебной программы должны быть включены лекционные и практические занятия, обеспечивающие слушателям получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний ядра, представленного с документе СС2001.

    3. В состав учебной программы должен входить базовый методологический курс, в котором изучаются научно-методические основы и система стандартов ИТ.

    4. Профессионально-ориентированная часть курсов должна включать как академические курсы по основам современных ИТ, так и курсы конкретной специализации.

    5. Программа должна включать значительный объем практикумов для развития умений и навыков по использованию современных продуктов ИТ.

    6. Состав учебных курсов и занятий подобран таким образом, чтобы адекватно отразить в учебной программе следующие критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и ИТ-сервисов:

      • проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования, т.е. в виде профилей ИТ;

      • реализация профилей ИТ -- создание систем, продуктов и сервисов ИТ, на основе использования технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий (CALS- и CASE-технологий);

      • тестирование конформности (соответствия) реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.

  5. Стратегия развития программ дополнительного образования

    Наиболее оптимальным подходом к развитию дополнительного образования является интеграция усилий учреждений высшей школы с индустриальными специализированными учебными центрами для разработки и реализации на практике совместных учебных программ дополнительного образования. Такая форма развития дополнительного профессионального образования обладает рядом достоинств, обеспечивая:

    • фундаментальность академического профессионального обучения , реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;

    • эффективность практического освоения современных технологий на базе специализированных тренинговых учебных центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;

    • актуальность и непосредственную целевую применимость результатов обучения;

    • использование совместных ресурсов вузов и учебных центров для разработки и издания соответствующих учебно-методических материалов, а также создание совместной учебно-технологической базы (классов, центра) для поддержки учебного процесса;

    • возможность проведения совместных исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку и апробирование новых образовательных технологий в области профессионального образования;

    • соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным индустриальным требованиям к профессиональным кадрам по направлению специализации;

    • использование ресурсов образовательного менеджмента индустриальных учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;

    • получение выпускниками программ дополнительного образования (в случае их успешного выполнения) как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов, в том числе международных, отражающих уровень владения технологиями, изучаемыми по программе профилированной подготовки (в случае успешной сдачи сертификационных экзаменов).

    Примером таких дуальных программ могут служить программы подготовки технологов ИТ по направлениям дополнительного образования "Системное администрирование" и "Безопасность ИТ", разработанные совместно лабораторией открытых информационных технологий ВМК МГУ им. Ломоносова и Учебным центром "Сетевая академия" (ЛАНИТ).

  6. Заключение

    Перспективным подходом для подготовки востребованных в индустрии и бизнесе экспертов ИТ представляется подход, основанный на реализации дуальных программ дополнительного образования, разработанных и реализуемых совместно учреждениями высшей школы и индустриальными специализированными учебными центрами.

Презентация к докладу (MSPowerPoint, 322Kb)...


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga