Инновационное развитие образования в области информационных технологий и
сотрудничество с бизнесом на основе концепции аутсорсинга
Ю.Б. Яковлев
jac_bog@mail.ru
советник ректора Московского финансово-экономического института.
Одним из ключевых элементом успешности бизнеса является использование современных информационных технологий (ИТ) в управлении финансово-экономическим сектором предприятия. Эффективность применения ИТ, во многом, зависит от ряда факторов:
- Наличия ИТ, обеспечивающих системные решения по управлению предприятием
- Уровня культуры использования ИТ у персонала предприятия на различных уровнях управления
- Знаний в области информационного моделирования бизнес-процессов и умений использовать ИТ в практической деятельности у специалистов финансово-экономического профиля предприятия
Наибольшее влияние на указанные факторы оказывают:
- Фирмы разработчики ИТ и информационных систем (ИТ-фирмы)
- Руководство и менеджмент бизнес-структур
- Организации - обладатели лицензий на ведение образовательной деятельности в области ИТ (формально это учреждения профессионального образования - УПО)
Основной проблемой при подготовке и повышении квалификации специалистов финансово-экономической сферы в области ИТ является известная инерция и консерватизм сферы образования, обусловленные объективной необходимостью создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса и соответствующей мотивированностью (немотивированностью) преподавательского состава. Эта проблема усугубляется высокой динамикой развития сферы информационных бизнес-технологий, что увеличивает разрыв между возможностями собственно ИТ и их применения. Налицо "ножницы" между потребностями бизнес-структур в специалистах финансово-экономического профиля, обладающих необходимыми компетенциями в области ИТ и предложением этих специалистов от образовательных структур .
Инновационный подход к развитию профессионального образования финансово-экономического профиля заключается в создании экономического механизма, обеспечивающего заинтересованность фирм-разработчиков ИТ и бизнес-структур, являющихся потребителем ИТ финансово-экономического профиля, в инвестициях в профессиональное образование. В основе подобного подхода должна быть объективная заинтересованность всех сторон.
- Фирмы-разработчики ИТ. Одним из этапов жизненного цикла информационной системы является обучение ее пользователей. Особенностями этого этапа являются: невысокая стоимость, субъективная важность, непрофильность для специалистов ИТ-фирмы, дополнительные затраты на содержание учебной базы. Объективно многие ИТ-фирмы готовы поручить этот этап специализированной организации, что является нормой для зарубежных компаний.
- Бизнес-структуры. Очевиден интерес к квалифицированному персоналу, способному оправдать солидные финансовые затраты на приобретение корпоративной информационной системы (КИС), которых можно либо подготовить за свои средства, либо пригласить (переманить, подготовить) в другой организации. Актуальным является вопрос отнесения затрат по подготовке специалистов на себестоимость продукции.
- УПО. Развитие платных образовательных услуг является одним из источников финансирования. Возможность организации обучения студентов на современном уровне, организация практик и стажировок в реальном секторе экономики, трудоустройство выпускников.
- Государство. Модернизация образования. Создание механизмов устойчивого развития профессионального образования в интеллектуально-емких отраслях.
Объективная заинтересованность фирм-разработчиков ИТ состоит в реализации концепции аутсорсинга обучения специалистов финансово-экономического профиля в области информационных технологий. Разработчик ИТ обязан поддерживать один из этапов жизненного цикла информационной системы - обучение пользователей Заказчика информационной системы (ИС). Данная деятельность не является профилирующей для ИТ-фирмы, но очень ответственна и достаточно затратна (специальное оборудование и помещения, квалифицированные сотрудники). Разумным выходом для ИТ-фирм может быть делегирование полномочий в области обучения пользователей УПО.
Заинтересованность бизнес-структур потребителей ИТ заключается, в частности, в стремлении отнести свои расходы на счет себестоимости продукции. При реализации обучения сотрудников бизнес-структур образовательным учреждением затраты на обучение Заказчик относит к себестоимости продукции. Для этого необходима лицензия на ведение образовательной деятельности (повышение квалификации и переподготовка специалистов) и объем образовательной программы не менее 72 академических часов. Такой подход обеспечивает получение персоналом Заказчика, предусмотренное законодательством РФ, удостоверение о повышении квалификации и квалификационный сертификат фирмы-разработчика ИТ. Это является немаловажным факторам для соответствия предприятия стандартам качества ISO 9000 (для сотрудников государственных организаций имеется прямое требование об обязательном и регулярном повышении квалификации).
Обычно, внутрифирменное обучение пользователей занимает не более 40 академических часов и касается, как правило, обучению навыкам работы с информационной системой конкретного разработчика. При расширении образовательной программы, по крайней мере, до 72 академических часов, в нее можно включить, по выбору Заказчика, академическую часть, касающуюся актуальных вопросов финансово-экономической деятельности предприятий. Академический блок является инвариантным относительно конкретной информационной системы. Его задачей является формирование умений и навыков в области решения практических задач на основе знаний в области информационных технологий и систем. Таким образом, можно формировать адаптивную корпоративную образовательную программу (КОП), которая включает академический блок (неотъемлемая часть повышения квалификации) и проблемно-ориентированный блок (обучение пользователей системы). Заказчик обучения сам выбирает необходимые для него разделы академического блока исходя из их актуальности, продолжительности и стоимости обучения. Для реализации проблемно-ориентированного блока преподаватели образовательного учреждения обучаются ИТ-фирмой и, в дальнейшем, на учебно-лабораторной базе образовательного учреждения, оснащенной базовой конфигурацией ИС ИТ-фирмы, осуществляют КОП. ИТ-фирма получает определенную долю от стоимости корпоративной образовательной программы (роялти), образовательное учреждение получает базовый комплект ИС для бесплатного обучения основной группы студентов.
Организационной формой инновационной модели развития профессионального образования является инновационный учебный центр подготовки и повышения квалификации специалистов финансово-экономического профиля в области ИТ (ИУЦ), деятельность которого регулируется соответствующим договором между образовательным учреждением и ИТ-фирмой (типовые договор и корпоративная образовательная программа отрабатываются Московским финансово-экономическим институтом). Концепция ИУЦ обеспечивает интеграцию интеллектуальных и финансовых ресурсов высшей школы, разработчиков высоких технологий, бизнеса и государства для решения задач развития профессионального образования в области ИТ финансово-экономического профиля. Схема реализации концепции ИУЦ подразумевает:
- Разработку учебно-методическим объединением (УМО) финансово-экономического профиля системы учебно-методического обеспечения, предусматривающей интеграцию академического и проблемно-ориентированного содержания
- Предоставление пулом фирм-разработчиков ИТ своих продуктов
- Экспериментальную отработку и апробацию в учебном процессе учебных программ нового образца
- Разработку дистанционной формы подачи учебного материала
- Создание сети ИУЦ на базе пересечения множеств: УПО УМО финансово-экономического профиля; фирм разработчиков ИТ и их партнеров; крупных бизнес-структур, являющихся потребителями как ИТ, так и выпускников УПО
- Распределение доходов между участниками проекта от реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов бизнес-структур, являющихся заказчиком ИТ финансово-экономического профиля
- Получение гранта по соответствующей федеральной целевой программе.
Создание сети ИУЦ стимулирует бизнес-структуры организовывать практики и стажировки для выпускников ВУЗов финансово-экономического профиля, так как позволяет им осуществлять качественное замещение вакансий и экономит затраты на переподготовку молодых специалистов.
Отработка и реализация концепции ИУЦ, как механизма устойчивого развития профессионального образования финансово-экономического профиля в РФ, требует государственной поддержки, которая может быть обеспечена при использовании механизмов федеральных целевых программ (ФЦП), в частности ФЦП "Интеграция".
Одним из первых шагов в предлагаемом направлении может явиться интеграция интеллектуальных ресурсов преподавательского сообщества в рамках целевой программы альянса бизнес-структур, заинтересованных в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов финансово-экономического профиля в области ИТ. Данное направление представляет особый интерес, так как раскрывает творческие ресурсы преподавателей и снимает ведомственные ограничения. Наработки в рамках подобного проекта являются достоянием альянса бизнес-структур и прототипом дистанционного курса КОП, которая может быть реализована ИУЦ и/или любым УОП. Разработка структуры и контента КОП должна создать основу для непрерывного образования (повышения квалификации) персонала бизнес-структур. Поддержка и развитие этого образовательного ресурса должно осуществляться на программно-целевой основе.
|