Сертификация - шаг к успеху.
О внедрении обязательной IT-сертификации в ВУЗах.
Александр В. Бабич
Полтавский государственный педагогический университет им. В.Г. Короленко, Полтавский политехнический колледж НТУ «ХПИ»
Ключевые слова: сертификат, сертификация, RetraTech, сертификация в ВУЗе, тесты, онлайн-сертификация
Аннотация:
Проблема IT-сертификации – больной вопрос для современной системы образования в СНГ. Не секрет, что лишь малая часть работодателей требует у потенциального работника наличия университетского диплома, зато очень часто на собеседованиях звучат вопросы типа «имеете ли Вы сертификаты по каким-либо технологиям?». Что нужно для того, чтобы начать процесс обязательной сертификации студентов? Какие преимущества это дает для студентов, учебного процесса, ВУЗа в целом? В этой работе автор пытается ответить на подобные вопросы, излагая некоторые соображения относительно сотрудничества ВУЗов с независимыми центрами аттестации знаний на примере Полтавского политехнического колледжа.
О сертификации
- История сертификации
Профессиональная сертификация давно стала привычным явлением. Во всем мире сертификация – нормальная практика для врачей, учителей, банкиров, инженеров, пилотов, даже массажистов. Программы сертификации весьма различаются по сложности, затратам времени и уровню требований к претендентам. Некоторые предусматривают тщательную подготовку к сертификационным тестам и испытаниям и требуют дней, недель, месяцев, даже лет для их успешного завершения. Другие заключаются в простом заполнении анкеты или чеклиста в локальном представительстве вендора. Результат сертификации – сертификат - документ, в котором какая-либо организация официально подтверждает накопленные знания, достижения и опыт специалиста.
Профессиональная сертификация в IT-индустрии появилась сравнительно недавно. В начале восьмидесятых многие компании начали понимать, что существует четкая связь между знаниями (навыками) людей, работающих с их продуктами и успехом продукта на рынке. Соответственно они стали работать над формированием уровня знаний и навыков, необходимых для работы с их продуктами и созданием образовательной инфраструктуры для проверки и аттестации этих знаний [1].
Одной из первых таких компаний была Novell с ее программой Certified NetWare Engineer (CNE). Общий успех этой программы вдохновил других вендоров начать подобную деятельность и вот в начале девяностых свои программы сертификации появились у Microsoft, Banyan, Autodesk, Compaq, IBM, WordPerfect, Powersoft, Hewlett-Packard, Cisco Sytems, AT&T…
В середине девяностых сертификация уже стала стандартным средством «измерения» знаний и навыков. Остро встала также проблема подготовки к сертификации. С этой целью стали создаваться сертифицированные центры технического обучения (CTEC’и), многие фирмы и учебные заведения стали предлагать вендорам свои услуги по созданию учебных материалов, подготовке к сертификации, созданию и проведению сертификационных тестов и т.д. В отдельное направление деятельности таких учебных центров выделились услуги по дистанционному образованию и т.н. self-assessment “readiness” exams. Наряду с сертифицированными учебными центрами появились независимые центры онлайн-сертификации.
- Значение сертификации
Действительное значение сертификации – это возможность проверить, обладает ли человек знаниями и навыками, важными для работодателя. По статистике [2] лишь двадцать процентов работодателей интересуются, имеет ли потенциальный работник университетскую степень, зато вопросы типа «имеете ли Вы сертификаты по каким-либо технологиям или продуктам?» звучат на собеседованиях при приеме на работу очень часто. Хайринговые компании отдают предпочтение тем кандидатам, которые имеют реальный индустриальный опыт, подтвержденный соответствующим сертификатом, а не бумагу о «книжном» образовании.
Многие работодатели оплачивают своим сотрудникам тренинги и сертификации – заказчики часто выдвигают требование о наличии сертифицированных специалистов, как условие заключения контракта на разработку или исследования.
Сертификация может открыть множество дверей в сфере IT. Став сертифицированным профессионалом, человек демонстрирует свои знания, показывает, что он обладает достаточным набором знаний и навыков, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности эффективно. Статистика [3] свидетельствует, что в среднем сертифицированный специалист зарабатывает на 10-20% больше, чем его несертифицированные коллеги. Именно этот аргумент в пользу сертификации оказывается решающим для многих студентов ВУЗов. Других привлекает возможность улучшить свою квалификацию, получить более глубокие знания о программном и аппаратном обеспечении, с которым им предстоит работать. Несмотря на то, что каждый экзамен (а их может быть несколько, обычно от трех до пяти) стоит в среднем $50-100, сертификация гарантирует возврат средств, более того, прибыль с каждого доллара, затраченного на сертификацию, в среднем составляет от двух до семнадцати долларов [3]! Подводя итоги, можно сказать, что сертификация [3,4]:
- доказывает, что знания специалиста соответствуют современному уровню развития информационных технологий;
- позволяет проверить собственные силы, выявить направления для дальнейшего самосовершенствования;
- дает определенные преимущества при трудоустройстве;
- способствует повышению оклада;
- оказывает психологическое воздействие, благотворно влияет на формирование и улучшение имиджа;
- свидетельствует о целеустремленности специалиста
Сертификация в ВУЗах
- Диплом, сертификат, или и то и другое?
Несмотря на все преимущества сертификации, перечисленные выше, лишь немногие ВУЗы на данный момент участвуют в партнерских программах центров сертификации и практикуют обязательную сертификацию своих студентов. Да и вообще, более-менее активная работа в этой области начала проводиться лишь где-то 1-2 года назад. Характерно, что автор работы [2], Клиффорд Адельман, не имея университетской степени по информационным технологиям, занимает должность старшего исследователя-аналитика департамента США по образованию. Параллельно с работой над совершенствованием «традиционной» системы технического образования, Адельман ратует за сертификацию, как «параллельную» образовательную систему, которая должна соприкасаться с университетским образованием и дополнять его.
На практике идея внедрения обязательной сертификации встречает сильное сопротивление в академической среде. Подобно автору работы [5], автору этих строк случалось слышать фразы вроде «Изучать углубленно технологии Microsoft (IBM, Borland, любого вендора) и готовить к сертификации? Извините, но мы работаем в университете, а не в центре технического обучения Майкрософт. Да и вообще, мы даем достаточно глубокие знания информационных технологий! Нам не нужна сертификация». Действительно, теоретическая составляющая в университетском образовании всегда была достаточно сильной. В процессе обучения студенты «на лету» получают некоторые навыки работы с программным обеспечением различных вендоров, причем многие преподаватели категорично заявляют о том, что «студенты смогут очень быстро научиться работать с программным и аппаратным обеспечением в ходе своей будущей профессиональной деятельности. Сейчас главное – усвоить основные принципы информационных технологий». Автор частично согласен с этими утверждениями, но почему бы не делать оба дела одновременно – изучать и иллюстрировать основополагающие теории и принципы информационных технологий с помощью программных пакетов, являющихся признанными лидерами в своих областях. В современном образовательном стандарте ACM/IEEE Computing Curricula также указано, что преподавание следует строить таким образом, чтобы приложения, являющиеся индустриальными стандартами, использовались везде, где это только возможно и чтобы студенты получили опыт применения соответствующих современных инструментальных средств, даже при том, что детали этих средств не составляют фокус обучения [6].
Большинство студентов приходят в колледжи и университеты для того, чтобы подготовиться к будущей профессиональной деятельности. По окончании ВУЗа они имеют твердый теоретический фундамент. Так почему бы не подкрепить его подходящими одной или несколькими сертификациями (вендоров или независимыми)?
- Первые ростки
Некоторые университеты и колледжи уже начали внедрять учебные курсы для подготовки к сертификационным тестам [5,7]. На первый взгляд все вроде бы отлично, но перед такими ВУЗами сразу же встают проблемы интеграции курсов в рамки существующих учебных планов и необходимости брать более высокую плату за обучение.
С первой проблемой – проблемой расширения и переработки существующих учебных планов, чтобы обеспечить уровень знаний и навыков, достаточный для успешного прохождения сертификационного теста, сталкивается каждый ВУЗ, в котором решили внедрять сертификацию. Причина – недостаток сертифицированных профессионалов в профессорско-преподавательской среде. Люди не могут учить тому, чего они не знают. По наблюдениям автора, абсолютное большинство преподавателей пренебрежительно относятся к идее сертификации, а задания из сертификационных тестов (даже уровня пользователя) просто ставят профессоров-теоретиков в тупик. Такое положение дел нужно менять. В той же Computing Curricula’е указано, что администрация ВУЗов должна поощрять консультации с профессиональными обществами, получение сертификатов и профессиональных лицензий [6]. По мнению Джона Мейсона, дальнейшее игнорирование проблемы сертификации рискованно и может поставить под сомнение целесообразность дальнейшего существования «традиционных» университетов [5]. С этим нельзя не согласиться.
Что касается второй проблемы, то все не так плохо, как кажется. Некоторые компании оплачивают обучение и сертификацию своих сотрудников, хотя в нашей стране это пока скорее исключение, чем правило. Да, многим студентам становится финансово недоступной даже степень бакалавра с последующей профессиональной сертификацией. По этой причине часто студенты выбирают учебу в колледже, то есть диплом младшего специалиста с последующей сертификацией вендора или независимой сертификацией, что обходится значительно дешевле. При этом качество полученных знаний и навыков остается таким же (по крайней мере).
- Сотрудничество с независимыми центрами аттестации навыков
Сотрудничество ВУЗов с независимыми центрами аттестации знаний и навыков – один из способов решения обеих проблем, рассмотренных выше. Проблема изменения учебных планов решается, например, введением дополнительных курсов или занятий для студентов, желающих в дальнейшем сертифицироваться. Пример – Полтавский политехнический колледж, где, начиная со второго курса студенты посещают специальные курсы углубленного изучения информационных технологий (дополнительных 8 часов в неделю), после завершения которых получают специальность «Оператор компьютерного набора». С 2005 года студенты, посещающие эти курсы, будут сдавать также сертификационные тесты RetraTech для пользователей (более того, есть идея использовать сертификационные тесты как замену традиционных экзаменов по некоторым дисциплинам – диапазон продуктов и технологий различных вендоров, охваченных тестами RetraTech достаточно велик, чтобы удовлетворить потребности учебного процесса любого ВУЗА!)). Что же касается оплаты за обучение, то сама сертификация RetraTech является бесплатной. Студенты платят лишь за сертификат в случае успешного прохождения теста.
RetraTech (www.certifications.ru) – один из крупнейших независимых центров аттестации навыков в России, специализирующийся на сертификации IT-специалистов. Сертификаты RetraTech признаются стеффингом таких компаний, как Русал, Siebel, Scala, Kaspersky Lab, Оптима, Aladdin, IBS, Luxoff, Голден Лайн, Корпорация “UNI”, DSI, Аргуссофт, АйТи Трейд, 2SUN, Комквест, КомпьюЛинк, StepLogic, ITC Electronics, Сервотех, Тикет Софт и др. Партнерами RetraTech являются крупнейшие кадровые агентства России: Connect-Personal, Рутэк, Кадры делового мира и др. Кроме этого RetraTech сотрудничает и с агентствами онлайн-рекрутинга, такими как 1job.ru, rabota.ru, zarplata.ru, на сайтах которых редко бывает меньше десяти тысяч посетителей в сутки. Сертификацию RetraTech проходят студенты центров обучения, расположенных в России, Украине и Казахстане, причем условия партнерской программы весьма выгодны для учебных центров, поскольку 40% средств остается в ВУЗе.
Перед началом внедрения сертификации в Полтавском политехническом колледже была проведена работа по популяризации идеи IT-сертификации (лекции для студентов 2-3 курсов) и исследование заинтересованности студентов в сертификации путем анкетирования. Оказалось, что идея профессиональной сертификации в дополнение к вузовскому диплому очень популярна в студенческой среде. Более того, студенты готовы платить дополнительные средства за сертификат, тем более, что это сумма сравнительно небольшая, сдача сертификационного теста бесплатна, а количество попыток неограниченно. Срок действия сертификата RetraTech – 1 год. По истечении этого срока специалист должен подтвердить свою квалификацию, сдав тест повторно (для сравнения – сертификат Brainbench действителен три года).
Тестирование производится в онлайне, в компьютерных классах (все, что требуется – машины, подключенные к Интернет устойчивым соединением) под строгим контролем со стороны преподавателей. Во время экзамена ЗАПРЕЩЕН обмен мнениями между студентами, а также помощь преподавателей. Тесты RetraTech составляются с учетом возможности применения студентами учебных материалов (конспектов лекций, например), хотя эта возможность весьма условна, так как время на ответ ограничено. Максимальное время прохождения теста – 100 минут (если студент на каждый вопрос отвечает в последнюю секунду). Результаты тестирования и резюме всех тестируемых хранятся на сервере.
Некоторые сомнения относительно качества тестов и достоверности аттестуемых навыков рассеиваются после знакомства с процедурой составления тестов RetraTech. С процедурой автор этих строк знаком не понаслышке, так как является также автором одного из сертификационных тестов. Процесс создания теста строго регламентирован соответствующими документами[8, 9]. Правила создания теста [8] даже немного жестковаты и действительно требуют высокого профессионализма и полной отдачи. Существуют четкие критерии, которым должны соответствовать разрабатываемые вопросы и варианты ответов на них. Первостепенное значение для RetraTech имеет качество тестов. 60% вопросов являются практическими, т.е. отражают реальную ситуацию, в которую попал пользователь, в которой пользователь должен принять решение, устранить проблему, на практике использовать свои приобретенные знания (разительно отличается от заданий традиционного экзамена, не правда ли?). Все тесты проходят бета-тестирование, что позволяет устранить недочеты в вопросах на основании отзывов пользователей. Также производится балансировка теста[9] - заменяются все вопросы, на которые правильно ответили менее 20% пользователей или более 90% пользователей. Статус официального экзамена RetraTech тест приобретает только после окончания бета-тестирования.
Естественно, существуют и другие, даже более известные и популярные центры онлайновой аттестации навыков, и зарубежные и отечественные. Но, сравнивая экзамены RetraTech с их тестами, закономерно приходишь к выводу, что здесь более серьезные задания, более ориентированные на практику, требующие применить знания, принять решение, сделать выбор. А ведь именно этого как раз и не хватает традиционным способам оценки и аттестации знаний, умений и навыков!
- Адекватность сертификации
Часто можно слышать вопросы вроде «а можно ли доверять сертификации?», «действительно ли сертификат – свидетельство высокого профессионализма его обладателя?» и т.п. Да, можно усомниться в значимости любого документа (как это сейчас происходит с дипломами ВУЗов). Действительно, велик соблазн в погоне за прибылью «сертифицировать» всех студентов просто сообщив им правильные ответы на вопросы сертификационного теста! Поэтому самый важный момент при внедрении сертификации в учебный процесс ВУЗа, требующий особого пристального внимания со стороны руководителей учебного заведения – разъяснительные работы среди сотрудников и студентов. Очень важно создать правильное отношение к новому проекту и следить за выполнением правил, связанных с функционированием программы сертификации.
Вообще говоря, назначение сертификации – «измерить» знания и навыки правильно, согласованно и честно [1]. Давайте рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.
Правильность означает, что сертификация проверяет и оценивает соответствующие навыки. Задача большинства сертификаций – убедиться, что сертифицируемый специалист не только знаком с определенным продуктом или технологией, но и действительно способен использовать их в реальной рабочей деятельности. По этой причине часто с сертификацией связана определенная профессиональная роль (например, администратор баз данных, системный аналитик, разработчик решений и т.д.). Вопросы сертификационного теста касаются знаний и навыков, необходимых для решения задач, свойственных именно для этой роли.
Согласованность оценок – основной показатель качества сертификационного теста. Согласованность означает, что одинаково опытные и одинаково подготовленные кандидаты при прохождении теста должны демонстрировать приблизительно равные результаты. Каждый вопрос должен быть нацелен на то, чтобы выявить различия между квалифицированным и неквалифицированным претендентом. Если экзамен допускает несколько различных форм его проведения, все они должны быть одинаковой сложности.
Честность означает, что все кандидаты должны иметь равные шансы сдать экзамен и ни один из них не должен иметь каких-либо несправедливых преимуществ. Психологический настрой при сдаче обязательного сертификационного экзамена должен быть «строго заинтересованным» в том смысле, что сдача теста должна быть необходимым условием продолжения учебы, перехода на следующий курс, продолжения работы в той же должности и т.д. Так что несправедливое преимущество одного из кандидатов вызывает множество проблем и должно сразу же разоблачаться. Вендоры бдительно защищают задания для своих сертификационных экзаменов, поскольку если они станут общедоступными, экзамен потеряет смысл как средство отличить квалифицированного кандидата от неквалифицированного. В случае разглашения содержимого тестов, он отзывается и разрабатывается заново, что влечет за собой значительные расходы, причем как для вендора, так и для учебного центра, по вине которого контент теста стал достоянием общественности.
С учетом всего вышесказанного, можно смело утверждать: да, сертификации доверять можно, но лишь при условии соблюдения всех правил и правильном отношении со стороны и студентов и сотрудников учебного центра.
Выводы
Сертификация студентов учебного заведения – серьезный шаг в сторону укрепления имиджа учебного заведения и увеличения стоимости специалиста на рынке труда. Интеграция подготовки к сертификации в учебные планы ВУЗов дает студентам с одной стороны полезный в их последующей профессиональной деятельности опыт, знания и навыки, а с другой – некоторые преимущества при трудоустройстве и поиске работы. Изучение лидирующих на рынке технологий и продуктов, подготовка к профессиональной сертификации готовит студентов также к реальностям современного бизнеса в сфере IT, расширяя горизонты академических теорий. Сертификация и университетский диплом дополняют и «усиливают» друг друга, обязательная сертификация студентов ВУЗа – хороший способ поддержать пошатнувшуюся ныне репутацию университетских и научных степеней.
Партнерство с независимыми центрами аттестации знаний и навыков, подобными RetraTech – простой и доступный путь к внедрению обязательной сертификации в ВУЗе. Компьютерные классы большинства ВУЗов удовлетворяют необходимым условиям по оборудованию классных комнат для проведения сертификации. Более того, программа сотрудничества построена таким образом, что позволяет учебным центрам получать дополнительные доходы.
Очень важно создать правильное отношение к сертификации со стороны студентов и преподавателей и следить за выполнением правил, связанных с функционированием программы обязательной сертификации. IT – значимая часть современной жизни и современного бизнеса. Подготовка студентов к реальностям их будущей профессиональной деятельности, использование в учебной деятельности продуктов и технологий, являющихся индустриальными стандартами, аттестация значимых навыков и знаний выгодно и для бизнеса, и для студентов, и для учебных заведений.
Ссылки:
- Shore, Julie. Why Certification? The Applicability of IT Certifications to College and University Curricula.
http://www-3.ibm.com/software/info/university/products/pdfs/WhyCertification.pdf
- Adelman, Clifford. A Parallel Universe, Expanded: Certification in the Information Technology Guild.
http://www.aahe.org/change/paralleluniverse.htm
- RetraTech’s Online Certifications Centre. Сертификация – ключ к успешной карьере.
http://www.certifications.ru/
- Facts About Certification.
http://www.computertraining.com/cert/why.shtml
- Mason, John. Certifications –beat ‘em, join ‘em (or lose ’em)?
http://acm.org/
- ACM/IEEE Computing Curriculum - Software Engineering. Final Report (May 21, 2004).
http://sites.computer.org/ccse/volume/FinalReport-5-21-04.pdf
- Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Учебные курсы. М, 2002.
- RetraTech’s Online Certifications Centre. Правила составления тестов для RetraTech
- RetraTech’s Online Certifications Centre. Руководство по составлению сбалансированного теста
Автор:
Бабич Александр Викторович
Старший преподаватель Полтавского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко, преподаватель Полтавского политехнического колледжа Национального технического университета «ХПИ». Сертифицированный Delphi 5 и HTML -разработчик RetraTech. Обладатель благодарственного сертификата RetraTech, как автор сертификационного теста «Windows XP для пользователей среднего и продвинутого уровня». Сертифицированный Win98, WinXP и Internet -пользователь Specialist.Ru (BMSTU). Сертифицированный мастер по техническому обслуживанию ПК, Win95/98-мастер, MS Access 2000-специалист Brainbench. Сертифицированный Web-дизайнер ДЛ ХПИ. Обладатель ряда сертификатов IBM Rational Corp. и Gentleware по технологиям, касающимся UML. Участник проекта «Виртуоз“-2004 (Intel Corp.).
кафедра математического анализа и информатики,
физико-математический факультет,
Полтавский государственный педагогический университет,
ул. Остроградского, 2, Полтава, Украина UA – 36000,
Тел.: 3 8 (05322) 7-90-34, +3 8 066 2906604,
E-mail: alexander.babich@rambler.ru
URL: http://barhan.poltava.ua.lug
http://alexander.babich.students.ru
ICQ: 310-573-112
|