ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», ТОМСК)
Дмитриев И.В., Уразбаева С.У.
Образовательный центр «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники работает в области образования в сфере информационных технологий более 5 лет. За это время к участию в проектах центра привлечено более 6000 учащихся, более 250 педагогов, идет разработка совместных проектов с компанией HP и компанией Трансгаз.
Основное направление, над которым работает коллектив Школьного университета – это разработка и реализация программ непрерывного образования в области информационных технологий.
Фундаментом программ является выявление и укрепление взаимосвязей «школа-вуз», «школа-предприятие» и «предприятие-вуз». Образовательная программа должна не только скреплять последовательность «школьник – студент – специалист», но и формировать общую информационную культуру, сочетать приобретение фундаментальных знаний и практических навыков в области информационных технологий. Поэтому наша деятельность связана с построением комплексных, многоуровневых образовательных программ в области информационных технологий. В своей деятельности мы нацелены на решение 3 групп задач.
Построение образовательных программ связки «школа-предприятие».
Школьное образование в области информационных технологий не дает ребенку представления о том, что именно происходит на конкретных предприятиях, какие требования выдвигают будущие работодатели к специалистам, с чем именно придется работать, выбирая специальность, связанную с IT. Часто старшеклассники, выбирая информационно-технологический профиль, очень смутно представляют себе перечень специальностей, в которых могут применяться знания в области IT. Школа, к сожалению, формирует очень ограниченное представление о возможностях, которые предоставляют такие знания.
На наш взгляд, перспективы использования информационных технологий школьники могут увидеть через прохождение элективных курсов, разработанных в ориентации на опыт мировых IT-компаний. Так, на базе Школьного университета реализуется совместный проект с компанией Hewlett-Packard (HP), в рамках которого учащиеся профильных классов смогут применить полученные в школе знания по компьютерной графике, работая в специализированной лаборатории HP. Учащиеся профильных классов смогут за три года освоить принципы работы оборудования компании HP (принтеры, сканеры, фотоаппараты), понять с программной точки зрения подходы к комплексной автоматизации предприятия, а также научиться разрабатывать простейшие схемы развертывания и настройки компьютерных сетей. Начинается курс обучения с сентября 2005 года в реальной лаборатории, установленной компанией HP в ТУСУРе специально для обучения школьников.
Другой важный аспект в выстраивании отношений «школа-предприятие» связан с тем, что в школе (в силу организационных особенностей) практически невозможно попробовать свои знания в реальной практике. Даже при общеизвестном тезисе о том, что все образовательные программы должны быть подкреплены проектной деятельностью, в подавляющем большинстве случаев школьные проекты – игровые, и не позволяют ребенку принять на себя реальную ответственность и получить оценку не игровому, а реальному действию. Так, нами заключен договор ООО «Трансгаз» о реализации совместной образовательной программы. Сначала идет общее обучение по информационным технологиям, а затем – знакомство с технологиями автоматизации и информатизации компании «Трансгаз» через выполнение реального распределенного проекта, в котором ребята из различных регионов выполняют закрепленные за ними работы. Задание на проект формулируется компанией. Выполнение проекта также оценивается специалистами «Трансгаза».
Очевидно, что при данных ориентирах в построении образовательных программ необходимо изменить систему повышения квалификации педагогов. От преподавателя требуются не только знания и навыки по информационным технологиям, но и навыки ведения проектной деятельности, предпроектных исследований. Повышению квалификации в программах Школьного университета уделяется сегодня очень большое внимание, поскольку уровень подготовки педагогов, к сожалению, очень низкий, а традиционное повышение квалификации «не успевает» за темпами развития информационных технологий.
Ориентация разработки школьных образовательных программ на требования специализированных вузов.
По нашему опыту, связка «школа-вуз» часто существует номинально и сегодня школьное образование не формирует фундамент для эффективного продолжения образования в области информационных технологий. По данным исследований, проведенных в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, 60% студентов отмечают недостаточность уровня фундаментальных знаний и практических навыков для «безболезненного» продолжения обучения в вузе. Поэтому приходится на 1-2 курсах в лучшем случае переучиваться, а в худшем – учить заново то, что необходимо для освоения программы. Кроме того, многим начинающим студентам не удается быстро подстроиться под новую технологию обучения.
Обеспечение подготовки школьников к успешному освоению программ «вуз-предприятие».
Совместные проекты и программы вузов и предприятий сегодня не редкость. Однако важно, чтобы, обучаясь по таким программам, студенты приобретали навыки употребления фундаментальных знаний в реальных, можно даже сказать, рабочих ситуациях. А для этого – студенты должны приобрести такой опыт в школе. Уметь «адаптировать» фундаментальные знаний и имеющиеся навыки к конкретному заданию – особое умение, которому нужно начинать учить в школе.
Поэтому Школьный университет тесно сотрудничает с факультетами Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники на самых разных уровнях. Так, основные программы Школьного университета согласованы с планами факультета «Высший колледж информатики, электроники и менеджмента» (ВКИЭМ), что позволяет выпускникам профильных классов безболезненно обучаться по уже известной им системе, осваивая узкопрофессиональные знания на ведущих отраслевых предприятиях. После окончания ВКИЭМ выпускники заняты в нефтедобывающей, газовой, машиностроительной и телекоммуникационной сферах.
По прошествии 5 лет работы, можно сказать, что наши ребята уже получили хорошую основу знаний и навыков, и школьный период жизни уже стал частью их дальнейшего образования.
Через программы непрерывного образования формируется новое поколение профессионалов в области информационных технологий, которые сейчас так востребованы на рынке труда.
|