|
Инновационные формы сотрудничества университетов и ИТ компаний.
Гергель В.П. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов общеизвестны, но,
может быть, наибольшую остроту эти проблемы приобретают в сфере ИТ образования. В
числе проблем - относительная новизна и стремительность развития данной области знаний,
разнообразие к квалификационным требованиям подготавливаемых специалистов, необходимость
высоких финансовых затрат для обеспечения адекватной материальной базы подготовки,
сложность организации качественной профессиональной практики студентов и многое другое.
В числе наиболее острых проблем и ситуация с обеспечением качественного уровня
профессорско-преподавательского состава. Причины этой проблемы также хорошо понятны -
для старшего поколения преподавателей (составляющие зачастую большую часть кадрового
состава университетов) достаточно сложной является постоянная "гонка" за новациями в
области ИТ, попытка привлечения молодых сотрудников для преподавания наталкивается на
практически непреодолимую преграду катастрофически низкого уровня оплаты труда в вузах;
Возможный и, может быть, наиболее реальный на данный момент времени способ решение
многих из перечисленных проблем лежит на пути организации взаимовыгодного сотрудничества
вузов и ИТ компаний. Вузам для организации подготовки высококвалифицированных специалистов
необходимо взаимодействие с ИТ компаниями для определения квалификационных требований к
современным ИТ специалистам, для консультаций при формирования учебных планов обучения,
соответствующих требованиям современной ИТ индустрии, для организации профессиональных
студенческих практик и т.п. Со своей стороны, ИТ компании должны понимать, что без
определенного влияния на процесс подготовки специалистов в вузах, без оказания адекватной
финансовой поддержки решение кадровых проблем компаний и привлечение новых специалистов
высокого уровня подготовки вряд ли могут быть обеспечены (опыт показывает, что "доводка"
уровня подготовки специалистов на уровне отдельной компании является трудоемкой и
недостаточно эффективной практикой);
Действенной и апробированной формой организации такого взаимовыгодного сотрудничества
является организаций учебно-исследовательских лабораторий, создаваемых в университетах при
поддержке ИТ компаний. Создание таких лабораторий может происходить и с чисто прагматической
целью проведения дополнительной целевой (в интересах конкретной компании) подготовки
студентов и решения задач рекрутинга и привлечения в компании выпускников соответствующих
вузов. Однако наряду с решением задач взаимодействия с конкретными компаниями подобные
лаборатории могут в значительной степени содействовать и решению общих стратегических
проблем подготовки ИТ специалистов. В числе возможных "расширенных" форм деятельности
лабораторий может находиться следующее:
Организация работ по развитию форм, методов и направлений подготовки ИТ
специалистов; методической основой таких работ могут служить рекомендации Computing
Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM; в рамках этого направления
лаборатории могут осуществлять разработку новых образовательных комплексов,
учебно-методического и программного обеспечения учебных программ подготовки и т.п.;
Выполнение учебно-образовательных и производственных проектов; значимость
данного направления деятельности лабораторий является чрезвычайно высокой - участие
студентов в этих проектов приведет к более высокому уровню подготовки, работа над
проектами способствует и профессиональному росту преподавательского состава; выполнение
проектов приводит и к улучшению финансовой ситуации в вузах;
Взаимодействия между лабораториями близкого профиля в разных университетах для
обмена опытом и, прежде всего, взаимного использования накопленного учебно-методического
обеспечения программ подготовки ИТ специалистов.
В целом представляется, что учебно-исследовательские лаборатории, создаваемые в
университетах при поддержке ИТ компаний, смогут аккумулировать лучшие
профессорско-преподавательские коллективы и их скоординированная деятельность может
привести к формированию современных учебных образовательных программ подготовки
высококвалифицированных специалистов в области ИТ.
Изложенные в докладе положения подтверждаются на примере деятельности лаборатории
"Информационные технологии" (см. ИТЛаб), созданной в
Нижегородском университете в 2003 г. при поддержке компании Интел).
Создание Лаборатории осуществляется с целью решения комплексной проблемы формирования
в ННГУ стабильной системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области
современных компьютерных технологий (с учетом рекомендаций Computing Curricula 2001
Международных организаций IEEE-CS и ACM) для предприятий и организаций информационной
индустрии (в т.ч. и для компании Интел).
Целями создания Лаборатории являлись:
Выполнение работ по анализу существующих в стране и за рубежом принципов подготовки специалистов в области современных компьютерных технологий (рекомендаций Computing Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM, стандартов Минобразования РФ подготовки специалистов по направлениям 512000 "Прикладная математика и информатика", 711900 "Прикладная информатика" и 511900 "Информационные технологии", учебных планов подготовки в ведущих вузах страны) и подготовка на этой основе системы рекомендаций по совершенствованию учебных планов и программ подготовки специалистов на факультете вычислительной математики и кибернетики и других физико-математических факультетах Нижегородского университета;
Формирование программ создания и разработка новых образовательных комплексов по современным направлениям математического моделирования, вычислительной математики и промышленных технологий разработки сложного программного обеспечения;
Организация различных дополнительных образовательных программ на основе новых образовательных комплексов, курсов и лабораторных практикумов, разрабатываемых в ННГУ, других ведущих вузов и предприятий информационной индустрии с привлечением ведущих научных и технических специалистов, имеющих признание в стране и за рубежом;
Организация семинаров, конференций, конкурсов образовательных и научных проектов по тематике проводимых исследований научного и общеобразовательного характера с привлечением отечественных и зарубежных специалистов;
Организация финансовой поддержки в виде именных стипендий и грантов отлично успевающих и занимающихся научной работой студентов и магистров, аспирантов и молодых ученых;
Содействие существующей в ННГУ межфакультетской магистерской программы "Математические модели, методы и программное обеспечение современных компьютерных технологий";
Выполнение учебно-исследовательских работ студентов и аспирантов в рамках научных направлений, тематика которых согласовывается с компанией Интел, под руководством ведущих специалистов факультета ВМК.
В целом, миссия Лаборатории может рассматриваться как деятельность
по консолидации основных научных, педагогических и технических работников
Нижегородского университета, проводящих научные исследования и подготовку специалистов
в области современных компьютерных технологий для совершенствования и развитию
образовательных программ подготовки кадров, по организации сотрудничества ведущих
вузов страны в данном направлении работ, и по обеспечению продуктивного взаимодействия
Нижегородского университета с предприятиями и организациями информационной индустрии,
создающих и эффективно использующих передовые компьютерные технологии.
В качестве отдельных примеров деятельности лаборатории ИТЛаб в 2003 г. могут быть приведены следующие виды работ:
Проведена дополнительная учебная подготовка; в числе прочитанных курсов, например, Микропроцессорные архитектуры, Введение в теорию помехоустойчивого кодирования и криптографию, Введение в технологию программирования и др. (всего были прочитаны 12 курсов, к чтении лекций привлекались ведущие преподаватели ННГУ, других вузов России, специалисты ИТ компаний);
Проведен ряд тренингов, в числе которых Проектирование ПО, Тестирование материалов образовательных комплексов, Надежность и тестирование программного обеспечения и др.;
Выполнен ряд учебно-исследовательских (Перенацеливаемый симулятор, Криптография, Исследовательский компилятор) и производственных проектов (Машинное обучение, Вероятностные сети);
Разработаны и находятся в учебной апробации 9 образовательных комплексов (такие, например, как Лабораторный практикум по операционным системам, Разработка и анализ алгоритмов, параллельный вычисления и др.) и многое другое.
Полная характеристика результатов деятельности лаборатории ИТЛаб будет проведена в ходе доклада на конференции.
|
|
|