home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Инновационные формы сотрудничества университетов и ИТ компаний.

Гергель В.П.
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского

  1. Проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов общеизвестны, но, может быть, наибольшую остроту эти проблемы приобретают в сфере ИТ образования. В числе проблем - относительная новизна и стремительность развития данной области знаний, разнообразие к квалификационным требованиям подготавливаемых специалистов, необходимость высоких финансовых затрат для обеспечения адекватной материальной базы подготовки, сложность организации качественной профессиональной практики студентов и многое другое. В числе наиболее острых проблем и ситуация с обеспечением качественного уровня профессорско-преподавательского состава. Причины этой проблемы также хорошо понятны - для старшего поколения преподавателей (составляющие зачастую большую часть кадрового состава университетов) достаточно сложной является постоянная "гонка" за новациями в области ИТ, попытка привлечения молодых сотрудников для преподавания наталкивается на практически непреодолимую преграду катастрофически низкого уровня оплаты труда в вузах;

  2. Возможный и, может быть, наиболее реальный на данный момент времени способ решение многих из перечисленных проблем лежит на пути организации взаимовыгодного сотрудничества вузов и ИТ компаний. Вузам для организации подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо взаимодействие с ИТ компаниями для определения квалификационных требований к современным ИТ специалистам, для консультаций при формирования учебных планов обучения, соответствующих требованиям современной ИТ индустрии, для организации профессиональных студенческих практик и т.п. Со своей стороны, ИТ компании должны понимать, что без определенного влияния на процесс подготовки специалистов в вузах, без оказания адекватной финансовой поддержки решение кадровых проблем компаний и привлечение новых специалистов высокого уровня подготовки вряд ли могут быть обеспечены (опыт показывает, что "доводка" уровня подготовки специалистов на уровне отдельной компании является трудоемкой и недостаточно эффективной практикой);

  3. Действенной и апробированной формой организации такого взаимовыгодного сотрудничества является организаций учебно-исследовательских лабораторий, создаваемых в университетах при поддержке ИТ компаний. Создание таких лабораторий может происходить и с чисто прагматической целью проведения дополнительной целевой (в интересах конкретной компании) подготовки студентов и решения задач рекрутинга и привлечения в компании выпускников соответствующих вузов. Однако наряду с решением задач взаимодействия с конкретными компаниями подобные лаборатории могут в значительной степени содействовать и решению общих стратегических проблем подготовки ИТ специалистов. В числе возможных "расширенных" форм деятельности лабораторий может находиться следующее:

    • Организация работ по развитию форм, методов и направлений подготовки ИТ специалистов; методической основой таких работ могут служить рекомендации Computing Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM; в рамках этого направления лаборатории могут осуществлять разработку новых образовательных комплексов, учебно-методического и программного обеспечения учебных программ подготовки и т.п.;

    • Выполнение учебно-образовательных и производственных проектов; значимость данного направления деятельности лабораторий является чрезвычайно высокой - участие студентов в этих проектов приведет к более высокому уровню подготовки, работа над проектами способствует и профессиональному росту преподавательского состава; выполнение проектов приводит и к улучшению финансовой ситуации в вузах;

    • Взаимодействия между лабораториями близкого профиля в разных университетах для обмена опытом и, прежде всего, взаимного использования накопленного учебно-методического обеспечения программ подготовки ИТ специалистов.

    В целом представляется, что учебно-исследовательские лаборатории, создаваемые в университетах при поддержке ИТ компаний, смогут аккумулировать лучшие профессорско-преподавательские коллективы и их скоординированная деятельность может привести к формированию современных учебных образовательных программ подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИТ.

  4. Изложенные в докладе положения подтверждаются на примере деятельности лаборатории "Информационные технологии" (см. ИТЛаб), созданной в Нижегородском университете в 2003 г. при поддержке компании Интел).

  5. Создание Лаборатории осуществляется с целью решения комплексной проблемы формирования в ННГУ стабильной системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области современных компьютерных технологий (с учетом рекомендаций Computing Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM) для предприятий и организаций информационной индустрии (в т.ч. и для компании Интел).

    Целями создания Лаборатории являлись:

    • Выполнение работ по анализу существующих в стране и за рубежом принципов подготовки специалистов в области современных компьютерных технологий (рекомендаций Computing Curricula 2001 Международных организаций IEEE-CS и ACM, стандартов Минобразования РФ подготовки специалистов по направлениям 512000 "Прикладная математика и информатика", 711900 "Прикладная информатика" и 511900 "Информационные технологии", учебных планов подготовки в ведущих вузах страны) и подготовка на этой основе системы рекомендаций по совершенствованию учебных планов и программ подготовки специалистов на факультете вычислительной математики и кибернетики и других физико-математических факультетах Нижегородского университета;

    • Формирование программ создания и разработка новых образовательных комплексов по современным направлениям математического моделирования, вычислительной математики и промышленных технологий разработки сложного программного обеспечения;

    • Организация различных дополнительных образовательных программ на основе новых образовательных комплексов, курсов и лабораторных практикумов, разрабатываемых в ННГУ, других ведущих вузов и предприятий информационной индустрии с привлечением ведущих научных и технических специалистов, имеющих признание в стране и за рубежом;

    • Организация семинаров, конференций, конкурсов образовательных и научных проектов по тематике проводимых исследований научного и общеобразовательного характера с привлечением отечественных и зарубежных специалистов;

    • Организация финансовой поддержки в виде именных стипендий и грантов отлично успевающих и занимающихся научной работой студентов и магистров, аспирантов и молодых ученых;

    • Содействие существующей в ННГУ межфакультетской магистерской программы "Математические модели, методы и программное обеспечение современных компьютерных технологий";

    • Выполнение учебно-исследовательских работ студентов и аспирантов в рамках научных направлений, тематика которых согласовывается с компанией Интел, под руководством ведущих специалистов факультета ВМК.

    В целом, миссия Лаборатории может рассматриваться как деятельность по консолидации основных научных, педагогических и технических работников Нижегородского университета, проводящих научные исследования и подготовку специалистов в области современных компьютерных технологий для совершенствования и развитию образовательных программ подготовки кадров, по организации сотрудничества ведущих вузов страны в данном направлении работ, и по обеспечению продуктивного взаимодействия Нижегородского университета с предприятиями и организациями информационной индустрии, создающих и эффективно использующих передовые компьютерные технологии.

  6. В качестве отдельных примеров деятельности лаборатории ИТЛаб в 2003 г. могут быть приведены следующие виды работ:

    • Проведена дополнительная учебная подготовка; в числе прочитанных курсов, например, Микропроцессорные архитектуры, Введение в теорию помехоустойчивого кодирования и криптографию, Введение в технологию программирования и др. (всего были прочитаны 12 курсов, к чтении лекций привлекались ведущие преподаватели ННГУ, других вузов России, специалисты ИТ компаний);

    • Проведен ряд тренингов, в числе которых Проектирование ПО, Тестирование материалов образовательных комплексов, Надежность и тестирование программного обеспечения и др.;

    • Выполнен ряд учебно-исследовательских (Перенацеливаемый симулятор, Криптография, Исследовательский компилятор) и производственных проектов (Машинное обучение, Вероятностные сети);

    • Разработаны и находятся в учебной апробации 9 образовательных комплексов (такие, например, как Лабораторный практикум по операционным системам, Разработка и анализ алгоритмов, параллельный вычисления и др.) и многое другое.

Полная характеристика результатов деятельности лаборатории ИТЛаб будет проведена в ходе доклада на конференции.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga