АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОРПОРАЦИИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ЭЛИТНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.А.Литвинова, В.А.Мордвинов
Национальная компьютерная корпорация (г. Москва)
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет – МИРЭА)
В 2004 году Национальная компьютерная корпорация (НКК) и Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет – МИРЭА) во взаимодействии с рядом научных, учебных и коммерческих организаций приступили к поэтапному развертыванию элитного технического образования.
Парадигма принятой Ученым советом вуза экспериментальной модели такого элитного технического образования отражает следующие принципиальные положения:
- многоступенчатость (школа – вуз – послевузовское образование), непрерывность с упреждающей подготовкой к каждой следующей ступени, например, в аспирантуру рекомендовано готовить целевым образом начиная с 4 – 5 курсов, реализуя со студентами фрагменты реальных НИР достаточно выраженной новизны и сложности, проводя с ними аспирантские чтения, специальные семинары по разбору диссертаций и т.п.;
- персонализация учебных планов и программ, сочетаемая с индивидуализацией обучения и конфигурируемым для каждого учащегося информационно-методическим обеспечением на базе современнейших средств НИТ и ДО;
- жесткие, но прозрачные и демократичные отбор и ротация обучающихся по признакам академической успеваемости, творческих достижений, заинтересованности и общественно-социального лица;
- интенсификация обучения с расширенными возможностями для творчества на основе использования современной компьютерно-сетевой и лабораторной исследовательской базы (в том числе базовых предприятий);
- углубленное изучение математики, физики, информатики, философии, науковедения, иностранного языка (как правило, двух), менеджмента, дисциплин специализации;
- двухпрофильность образования, предполагающая в модели МИРЭА основное базовое профессиональное образование студентов в группах элитного обучения в пределах, не выходящих за требования соответствующих образовательных стандартов (в части числа и структуры учебных часов и нагрузок по дисциплинам), сочетаемое со вторым углубленным профилем дополнительного развивающего профессионального образования, привязанного к ожидаемому трудоустройству и дальнейшему образованию выпускника.
Значительные изменения в последнем вопросе приведенного выше перечня обусловили нормативное и организационное оформление элитного образования содружеством МИРЭА и НКК в настоящее время. В самом начале 2005 года открылась учебно-научная Академия дополнительного профессионального образования Национальной компьютерной корпорации (НКК), с научно-производственными учреждениями которой у МИРЭА имеются давние крепкие связи.
Академия, собственно, является тем важным звеном элитного образования, которое дополняет основное базовое в расширительном и специализирующем смыслах, предоставляет определенную привлекательную нишу на рынке труда в сфере наукоемких технологий и является объективным барометром целесообразности приема и качества обучения студентов по тем или иным специальностям по отношению к коньюнктуре на рынке труда.
Национальная компьютерная корпорация передала в МИРЭА на безвозмездной основе современную компьютерную учебную лабораторию. Комплектность лаборатории по числу рабочих станций напоминает хороший учебный класс, но применительно к принятой концептуальной модели элитного инженерного образования скорее представляет сложный многоступенчатый комплекс для проектирования и исследования информационных систем и порталов. Работа Академии НКК в этом (далеко не единственном) направлении привязана к базовой образовательной деятельности МИРЭА по специальности 071900 (230202) «Информационные системы и технологии», выпускающей кафедрой для которой в МИРЭА является кафедра Технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) факультета Кибернетики. НКК приступила к поэтапному технологическому оснащению своих современных компьютерно-сетевых комплексов учебно-научного назначения в специально отведенных для этого помещениях на кафедре ТИССУ.
Таким образом, в системе элитного технического образования МИРЭА ставится и реализуется комплексная задача углубленного развивающего высшего образования, максимально адаптированного к существующей ситуации и изменениям на рынке труда в сфере информационно-коммуникационных технологий. Параллельно решается задача развертывания функционала собственной Академии профессионального дополнительного образования НКК.
Роль и возможности Академии НКК в полной мере отвечают этой комплексной задаче. Упомянутая комплексность достигается встречным подходом: со стороны МИРЭА - дифференциацией специальности обучения студентов на предусмотренные в ней специализации, со стороны НКК– постановкой привязанных к производственным потребностям и возможностям корпораций специальных углубляющих дисциплин (в мастер-классах), таких, например, как проектирование и сопровождение производства компьютерной техники, IP-технологии для решения бизнес-задач, управление проектами, менеджмент и маркетинг, и т.п.
|