Особенности подготовки программистов и IT-специалистов в ИСИ СО РАН – НГУ
Марчук А.Г. (ИСИ СО РАН, Новосибирск)
За более, чем 30 лет сформировалась система профессиональной подготовки программистов-исследователей и программистов-прикладников в рамках академического института и на базе Новосибирского государственного университета. Система заключается в многоэтапном участии действующих ученых академии наук в процессах обучения и профессиональной ориентации способных молодых людей на всех стадиях их школьного, вузовского и послевузовского обучения. Наибольший вклад в создание система была сделан А.П.Ершовым и И.В.Поттосиным, ныне она бережно сохраняется и развивается под изменение условий и задач.
Безусловно, эта модель подготовки сильно ориентирована на конкретный вуз – Новосибирский государственный университет, с его системой школьной подготовки (ФМШ, Высший колледж информатики), системой отбора абитуриентов, классического образования, в первую очередь – в математике и системой базовых кафедр, расположенных в институтах фундаментального профиля. В основном, ИСИ ориентируются на «свою» кафедру - кафедру программирования ММФ, которая является в настоящее время самой большой выпускающей кафедрой НГУ по количеству обучаемых студентов. Ежегодный выпуск кафедры – около 80 дипломников (бакалавры, специалисты и магистры). Подготовка ведется по меркам академической науки несмотря на то, что значительное количество выпускников идет в прикладную деятельность. В работе со студентами кафедры принимают участие научные сотрудники многих других институтов Сибирского отделения, а также, что важно – специалисты в области прикладного программирования из ряда программистских фирм.
Работа со школьниками была поставлена еще Андреем Петровичем Ершовым. Она включает как непосредственное обучение школьников программированию (школа юных программистов, кружки в школах, подготовка к олимпиадам), так и методическую работу с учителями и тренерами, проведение школьных олимпиад по информатике и программированию, создание учебно-методических материалов и др. Новые формы работы со школьниками были созданы с появлением при НГУ Высшего колледжа информатики. Безусловным достижением ВКИ является создание качественного учебного курса (семейства курсов) по обучению программированию, в котором разумный набор теоретических знаний сопровождается выполнением творческих программистских проектов по важному спектру базовых технологий.
Существенной видится роль аспирантуры в процессе подготовки наиболее талантливых молодых людей. Аспирантура функционирует при ИСИ СО РАН, ее пополняют как выпускники магистратуры кафедры программирования ММФ НГУ, так и выпускники других факультетов и кафедр. Подготовка большого количества аспирантов (в настоящее время в ИСИ обучается 74 аспиранта-очника), потребовало сформировать эффективную систему обеспечения учебного процесса, систему контроля и аттестации, сформулировать требования и критерии. Кроме того, переработана программа кандидатского экзамена по специальности 05.13.11. Выпускники аспирантуры пополняют академический институт и высоко котируются на рынке труда.
Нельзя сказать, что все проблемы решены – есть ключевые задачи, по которым не выработано ясного представления, как их решать. К таким задачам относятся:
- привлечение подготовленных в программировании школьников к обучению на ММФ НГУ;
- модернизация первых курсов и практикумов по программированию на ММФ;
- готовность студентов 3 курса к прохождению практики на кафедре;
- отвлечение студентов-старшекурсников и аспирантов от учебной и исследовательской деятельностей по причине необходимости зарабатывания средств к существованию.
|