home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Совершенствование структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования: цели, методология и реализация

Никитин В.В.
доц, к.т.н.
декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ

План

  • Структура и содержание профессионального ИКТ-образовании России: проблемы и вызовы;
  • Две основные тенденции в ИКТ-образовании за рубежом;
  • Основные принципы методологии;
  • Предложения по реализации методологии.

Область исследования

  • Среднее и высшее профессиональное образование в области ИКТ: техник, бакалавр, специалист, магистр;
  • Структура ИКТ-образования – перечень направлений (специальностей) профессионального образования;
  • Стандарты ИКТ-образования
    • Квалификационная характеристика выпускника (место направления, области применения, объекты профессиональной деятельности);
    • Требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки);
    • Примерное содержание программы подготовки;
    • ынешний перечень ИКТ-направлений и специальностей.

Структура и стандарты ИКТ-образования России: проблемы

  • Бессистемность существующей номенклатуры специальностей и направлений
    • 68 !!! направлений и специальностей ИКТ-профессионалов разбросаны по 11 !!! укрупненным группам (всего - 28);
    • Дублирование направлений и специальностей как в одной группе, так и в разных группах;
    • Значительное пересечение по содержанию;
    • Несвязность уровней образования.
    • Несоответствие требованиям рынка труда, интересам государства и общества
    • Несоответствие Болонскому процессу
      • Несогласованность содержания ИКТ-образования в России и ЕС --> нет мобильности студентов и преподавателей
    • ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – рынок и его субъекты сегодня не участвуют в процессе формирования заказа и формулирование требований к подготовке специалистов, система образования – и заказчик, и исполнитель

ИКТ-образование за рубежом

  • Две основные тенденции:
    • EC: Career spacе – требования ИКТ-рынка www.career-space.com;
    • США: СС2001 – формирование содержания со стороны университетов
  • Критика:
    • несвязность двух процессов может приводить к
      • Либо содержание обучения не будет приводить к формированию квалиф. Требований;
      • Либо квалиф. требования не формируют адекватного содержание обучения
    • Противоречивая система порождения специальностей (богатые страны могут себе позволить)

Цель

  • Совершенствование системы ИКТ-образования России в части структуры и содержания подготовки;
  • Создание и внедрение МЕТОДОЛОГИИ формирования структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования для различных уровней образования.

Основные принципы методологии формирования структуры и стандартов ИКТ-образования

Состояние на сегодня

  • Создана оригинальная системная МЕТОДОЛОГИЯ формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования, задающей:
    • Системное представление ИКТ-области (перечень направлений и специальностей подготовки);
    • Процедуры формирования стандартов.
  • Определены
    • Институциональные субъекты и зоны их ответственности
  • Необходимо доработать
    • Связи уровней образования;
    • Регламенты взаимодействия институциональных субъектов;
    • Критерии и методы оценки качества формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования

Для внедрения методологии потребуется

  • Создание инструментальной системы управления качеством формирования структуры и содержания ИКТ-образования (Экспертная Система «ИКТ-образование»);
  • Формирование экспертных групп, представляющих интересы всех институциональных субъектов методологии;
  • Разработка нормативного обеспечения регламентов.

Внедренная МЕТОДОЛОГИЯ должна способствовать

  • Формированию сбалансированной структуры и объемов выпуска специалистов в области ИКТ;
  • Повышению привлекательности ИКТ-образования на внутреннем рынке труда;
  • Усилению конкурентоспособности России на мировом рынке высоких технологий;
  • Выведению российского ИКТ-образования на лидирующие позиции в мире (борьба за студентов, деньги, влияние).
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga