|
Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция |
|
Совершенствование структуры и стандартов
системы профессионального ИКТ-образования:
цели, методология и реализация
Никитин В.В.
доц, к.т.н.
декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ
План
- Структура и содержание профессионального ИКТ-образовании России: проблемы и вызовы;
- Две основные тенденции в ИКТ-образовании за рубежом;
- Основные принципы методологии;
- Предложения по реализации методологии.
Область исследования
- Среднее и высшее профессиональное образование в области ИКТ: техник, бакалавр, специалист, магистр;
- Структура ИКТ-образования – перечень направлений (специальностей) профессионального образования;
- Стандарты ИКТ-образования
- Квалификационная характеристика выпускника (место направления, области применения, объекты профессиональной деятельности);
- Требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки);
- Примерное содержание программы подготовки;
- ынешний перечень ИКТ-направлений и специальностей.
Структура и стандарты ИКТ-образования России: проблемы
- Бессистемность существующей номенклатуры специальностей и направлений
- 68 !!! направлений и специальностей ИКТ-профессионалов разбросаны по 11 !!! укрупненным группам (всего - 28);
- Дублирование направлений и специальностей как в одной группе, так и в разных группах;
- Значительное пересечение по содержанию;
- Несвязность уровней образования.
- Несоответствие требованиям рынка труда, интересам государства и общества
- Несоответствие Болонскому процессу
- Несогласованность содержания ИКТ-образования в России и ЕС --> нет мобильности студентов и преподавателей
- ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – рынок и его субъекты сегодня не участвуют в процессе формирования заказа и формулирование требований к подготовке специалистов, система образования – и заказчик, и исполнитель
ИКТ-образование за рубежом
- Две основные тенденции:
- EC: Career spacе – требования ИКТ-рынка www.career-space.com;
- США: СС2001 – формирование содержания со стороны университетов
- Критика:
- несвязность двух процессов может приводить к
- Либо содержание обучения не будет приводить к формированию квалиф. Требований;
- Либо квалиф. требования не формируют адекватного содержание обучения
- Противоречивая система порождения специальностей (богатые страны могут себе позволить)
Цель
- Совершенствование системы ИКТ-образования России в части структуры и содержания подготовки;
- Создание и внедрение МЕТОДОЛОГИИ формирования структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования для различных уровней образования.
Основные принципы методологии формирования структуры и стандартов ИКТ-образования
Состояние на сегодня
- Создана оригинальная системная МЕТОДОЛОГИЯ формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования, задающей:
- Системное представление ИКТ-области (перечень направлений и специальностей подготовки);
Процедуры формирования стандартов.
Определены
- Институциональные субъекты и зоны их ответственности
Необходимо доработать
- Связи уровней образования;
- Регламенты взаимодействия институциональных субъектов;
- Критерии и методы оценки качества формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования
Для внедрения методологии потребуется
- Создание инструментальной системы управления качеством формирования структуры и содержания ИКТ-образования (Экспертная Система «ИКТ-образование»);
- Формирование экспертных групп, представляющих интересы всех институциональных субъектов методологии;
- Разработка нормативного обеспечения регламентов.
Внедренная МЕТОДОЛОГИЯ должна способствовать
- Формированию сбалансированной структуры и объемов выпуска специалистов в области ИКТ;
- Повышению привлекательности ИКТ-образования на внутреннем рынке труда;
- Усилению конкурентоспособности России на мировом рынке высоких технологий;
- Выведению российского ИКТ-образования на лидирующие позиции в мире (борьба за студентов, деньги, влияние).
|
|
|