Социально-экономические, финансово-юридические и организационные проблемы подготовки специалистов в области разработки программного обеспечения
В.Г. Парфенов, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
В настоящее время при обсуждении проблем, возникающих в России при подготовке специалистов для индустрии разработки программного обеспечения, основное внимание уделяется по сути учебно-методическим вопросам. Несомненно, что в этой области у нас необходимо решить много важных задач, связанных с формированием новой номенклатуры специальностей и направлений, подготовкой новых государственных стандартов и программ дисциплин, разработкой новых курсов и т.д.
Вместе с тем практически не обсуждается комплекс социально-демографических, финансово-юридических и организационных вопросов, без решения которых могут не заработать самые передовые учебно-методические мероприятия.
Прошедший 2004 год стал, как принято говорить, переломным или знаковым для российского рынка рабочей силы в области разработки программного обеспечения. Кризис, наступление которого в течение последних пяти лет предсказывали многие представители высшей школы в тщетной надежде на какие-то осмысленное встречное движение со стороны индустрии, стал заметен всем и начал развиваться исключительно быстрыми темпами. Дефицит квалифицированных разработчиков в обеих столицах привел к резкому росту их заработной платы, в результате которого стоимость разработок стала приближаться к европейскому уровню. В настоящее время студенты, приходящие в фирмы даже на начальные позиции, требуют зарплату, абсолютно не соответствующую их квалификации. Поправить дело предполагали за счет резервов из числа выпускников провинциальных вузов. Но, как показал опыт последних двух лет, ставка на привлечение в столицы специалистов из российской провинции не сработала.
Ближайшие социально-демографические перспективы не радуют. Демографический спад, начавшийся уже с приема 2005 года, скажется на рынке труда в самое ближайшее время, поскольку для индустрии разработки программного обеспечение характерно весьма раннее начало трудовой деятельности - обычно молодые специалисты начинают работать на четвертом (максимуму на пятом курсе). Сейчас по существу сразу «бросаются в бой» все более или менее способные и подготовленные студенты. Социальные проблемы можно охарактеризовать следующим образом. В последние годы стало заметно снижаться желание молодых людей потратить время и силы на серьезную профессиональную подготовку. Это проявляется в частности в том, что при проведении специальных интенсивных тренинговых занятий, которые оплачиваются фирмами являются бесплатными для студентов, отсев слушателей достигает 50% и это при условии первоначального отбора кандидатов при конкурсе до десяти студентов на место. У многих молодых людей нет понимания того факта, что для получения высокой зарплаты надо соответствующим образом строить свою профессиональную подготовку. С описанной ситуацией столкнулись многие известные в стране фирмы, работа в которых без сомнения являлась хорошим вкладом в построение профессиональной карьеры.
Экономические проблемы связаны с тем, что в настоящее время финансирование высшей школы недостаточно. Обсуждаемые планы по изменению этой ситуации дадут результат не ранее 2008 года, а эффект от повышения скажется еще позднее. Однако мы не имеем времени на столь длительное ожидание, поскольку основная борьба за разделение международного рынка разработок программного обеспечения развернется, по-видимому, в ближайшие пять лет. Поэтому без концентрации финансов государства, индустрии, а, возможно, и самих молодых людей в специальных образовательных проектах по их целевой подготовке наладить сколько-нибудь массовое обучение невозможно. Однако такой путь решения проблем финансирования наталкивается на серьезные трудности из-за отсутствия юридических возможностей у предприятий закрепить за собой тех молодых специалистов, для подготовки которых они выделили деньги. Эта проблема уже несколько лет обсуждается, но никаких практических шагов для ее решения не делается.
Для организации подготовки специалистов для индустрии разработки программного обеспечения в настоящее время характерно отсутствие каких-либо внятных согласованных организационных действий со стороны государства, вузов и предприятий. По существу все пущено на самотек в надежде, что как-то само по себе образуется. Но, к сожалению, как показывает практика последних лет, - «не образовывается». Приведем пример. Во всех вузах Санкт-Петербурга общий годовой выпуск специалистов, которые целенаправленно готовятся к работе в области разработки программного обеспечения, не превышает двух сотен. И это в ситуации, когда в городе только количество фирм-разработчиков превышает указанное число. Конечно, программиста можно переподготовить из математика, физика, инженера по вычислительным комплексам и сетям, технической кибернетики и т.д. Но именно – переподготовить при общем объеме часов дополнительной подготовки не менее 300-400, которые требуют в реальных условиях как минимум года дополнительной подготовки. Но и студентов для организации такой подготовки набрать не так то просто, поскольку традиции вузовской и академической жизни не предполагают, что представители одного вуза ведут в стенах другого вуза работу по «агитации» и поиску кандидатов для таких тренингов, даже и в случаях, когда занятия для студентов бесплатны.
Ситуация осложняется тем, что на международный рынок разработок программного обеспечения все увереннее выходит Китай, у которого нет указанных выше социально-демографических, финансово-юридических и организационных проблем, а учебно-методические вопросы, как показали в частности результаты последнего финала студенческого чемпионата мира по программированию, успешно решаются. Приведем небольшую иллюстрацию последнего положения. В финале 1996 года в число 26 лучших команд мира вошли 14 команд университетов США, 2 канадские команды, 2 российские команды и по одной команде из Болгарии, Германии, Словакии, Нидерландов, Польши, Австралии, Новой Зеландии и Гонконга, тогда еще не входившего в состав Китая. В финале 2005 года в число первых 28 команд, решивших по 5, 6, 7 и 8 задач, вошли 8 китайских команд (причем 3 команды – из Шанхая), 9 российских, 2 канадские, 2 иранские (в Иране существует очень сильная математическая школа с международной известностью), 2 польские, по одной команде из Белоруссии, Швеции, Норвегии, Румынии и США (университет Иллинойса, который в предыдущие годы никаких заметных результатов не показывал).
Сопоставив приведенные выше результаты финалов 1996 и 2005 годов, несложно сделать очевидные выводы. Хотелось бы только отметить, что если российский бизнес в области разработки программного думает, что все сказанное его не касается и на его век программистов и заказов хватит, то это, как не печально для всех нас, - ошибочное мнение. Спокойной жизни осталось по максимуму лет на пять. И если не принять срочных мер в области организации бизнеса и в области подготовки программистских кадров, то хороших перспектив в весьма обозримом будущем у нас больших не будет. В лучшем случае за счет отдельных «пассионарных» личностей в неравной борьбе с растущей мощью огромного государства мы еще какое-то время протянем на центральных ролях в финалах, но потом и этому придет конец. Нам надо срочно принимать специальную программу подготовки российских программистов, включающую не только учебно-методические мероприятия (разработку номенклатуры специальностей, программ, курсов и т.д.), обсуждению которых сейчас посвящено девяносто процентов времени, а мероприятия, решающие прежде всего социально-демографические, финансово-юридические и организационные проблемы. Без создания вертикали управления этой подготовкой у нас не будет шансов на то, чтобы отстоять свое (пусть и не очень большое) место под мировым компьютерным солнцем.
На повестке дня стоит создание действующих в рамках соответствующей государственной программы системы региональных центров интенсивной подготовки специалистов в области разработки программного обеспечения, базирующихся на университетах, известных в частности и своими работами по поиску и подготовке способных в области информационных технологий студентов и школьников. Наличие государственной программы должно давать указанным центрам возможность осуществлять профориентационный поиск и подготовку профильмотивированных молодых людей на всей территории региона, не ограничиваясь рамками определенных образовательных учреждений. Соответственно и работа центров должна оцениваться по количеству и качеству подготовленных и трудоустроенных в регионе или в столицах молодых специалистов.
|