Технологическое обеспечение перспективных программ ИТ подготовки
Клещев А. Н., начальник Планово-маркетингового отдела ИнтерЭВМ, eMail:kan@inevm.ru;
Петрик Е. А., начальник Учебно-методического отдела ИнтерЭВМ, eMail:epetrik@inevm.ru;
Титарев Д. Л., к.э.н., начальник отделения "Информационных технологий и систем в образовании" ИнтерЭВМ, eMail:dtitarev@inevm.ru;
Международный центр по информатике и электронике (ИнтерЭВМ)
Современные индустриальные системы представляются немыслимыми без использования информационных технологий (ИТ). Следствием является рост потребности в специалистах информационного профиля практически во всех отраслях экономики и повышение требований к уровню и направлениям их подготовки.
Объявленный Президентом крупный национальный проект формирования современной инфраструктуры информационного сектора экономики на базе системы технологических парков предполагает совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в области ИТ.
Одной из наиболее востребованных профессий этого сектора является программирование. Для создания массовой программной продукции, конкурентной на глобальном рынке, требуются специалисты, как в технологической области, так и в области управления программными разработками и программного бизнеса.
Подготовка программистов в российской системе образования осуществляется в рамках разнообразных специальностей, однако кадры для управления разработками и организации системных работ в этой сфере не готовятся вовсе.
Отсутствие российской системы подготовки таких специалистов ведет к попыткам их формирования в системах бизнес - образования, которые готовят в настоящее время в основном пользователей и администраторов программ зарубежного производства. Другой путь - зарубежные университеты, в которых подготовка специалистов указанных направлений ведется на основе отлаженных, согласованных программ и продвинутых учебно-методических комплексов.
Для создания российской системы подготовки специалистов технологической, управленческой и бизнес элиты в сложившихся условиях необходимы усилия организаций, работающих не только в области подготовки специалистов, рассматриваемого профиля, но и обладающих большим заделом в производстве и использовании крупных программных систем. Такое объединение сможет взять на себя реализацию проекта построения системы специализированных образовательных центров подготовки специалистов для высоких информационных технологий.
Известно, что современные информационные технологии в образовании базируются на международных стандартах, таких как SCORM или IMS. Эти стандарты определяют не только технологии обучения, но и форматы и технологии создания и управления учебными материалами (УМ) в распределенных системах.
В настоящее время в Международном институте технологий и систем ИнтерЭВМ (МИТиС) разработаны и внедрены первые модули уникального многоуровневого комплекса образовательных программ для подготовки руководителей программных проектов. В основу инфраструктуры этого учебного проекта была положена система управления контентом и обучением «Технологии образовательных ресурсов» (ТОР).
ТОР – это комплексный пакет программного обеспечения для создания, управления и доставки контента нового поколения в формате XML. В системе весь контент разбивается на отдельные учебные объекты, что позволяет создавать гибкие курсы и переносить учебные объекты, как между курсами, так и между учебными заведениями, благодаря использованию открытых спецификаций и стандартов IMS и SCORM. В системе реализовано разделение функций между тремя подсистемами:
- Система автоматизированного проектирования УМ. Поддерживает создание учебных объектов, а так же их повторное использование и формирование новых курсов с обновлением содержания из первоисточника;
- Хранение УМ - Репозитарий объектов ТОР. Все размеченные объекты хранятся в единой базе данных, уникально идентифицированы и могут быть внедрены в новые учебные материалы путем наследования, копирования и т.д.;
- Учебный процесс - ТОР Основной Сервер. Обеспечивает проведение учебного процесса на базе ресурсов репозитария. Эта подсистема является многофункциональной средой обучения и предоставляет полный набор инструментария для организации и сопровождения учебного процесса.
Одной из особенностей системы ТОР является возможность организации обучения на базе компетентностного подхода с поддержкой группы спецификаций консорциума HR-XML. Планирование и управление образовательным процессом происходит с учетом получаемых в результате обучения компетенций и позволяет создавать на основе ТОРа не только традиционные системы обучения, но и системы обучения корпоративного типа, в которых учебный процесс строится на основе выявляемых компетенций.
Среди современных технологий обучения следует отметить метод «learn by doing», позволяющий учащемуся выполнять практические задания, участвовать в дискуссиях и тренингах, что особенно важно для подготовки специалистов рассматриваемой нами области. Технологическое обеспечение такого способа обучения должно включать в себя среды сетевого имитационного моделирования, ситуационных практикумов и ролевых игр, компьютерных тренажеров и пр., которые в настоящий момент разрабатываются и тестируются для системы ТОР.
Формирование подобного инструментального комплекса, поддерживающего современные технологии и методики обучения, позволит обеспечить основополагающие для рассматриваемого нами проекта принципы:
- соответствие международным технологическим (IMS и HR) и образовательным (Болонская и Копенгагенская конвенции) стандартам;
- согласованная методология обучения на уровнях и направлениях системы;
- объектная (модульная) схема построения учебных программ и курсов.
|