Тезисы доклада «Преподавание ИТ на гуманитарных факультетах»
Д.М. Баренбойм
Высшая Гуманитарная Школа имени С. Дубнова (Москва)
Хронометраж: 16 минут (+ видеофрагменты 4 мин, – опционально)
Гуманитарные ВУЗы (и гуманитарные факультеты университетов) включают курс ИТ в свои программы сравнительно недавно – 2-3 года назад. Причины очевидны. Кому сегодня нужен, например, филолог, который месяцами ожидает поступления в библиотеку нужных материалов – вместо того, чтобы просто скачать их из Сети? Кому нужен исто-рик, не способный провести поиск в компьютерном каталоге современного архива? Кому нужен юрист, не умеющий работать с юридическими базами данных? Какая редакция се-годня примет рукопись в «бумажном» виде, отпечатанную на пишущей машинке?
Проблемы начались сразу же. Оказалось, что средний гуманитарий осваивает ИТ значительно медленнее и с бОльшим трудом, чем его коллега с естественнонаучного фа-культета. И процент педагогического брака весьма велик - далеко не все студенты оказы-ваются в состоянии сдать соответствующий экзамен (зачет). Это, кстати, ставит учебную часть в сложное положение: не отчислять же способного филолога за неуспеваемость по непрофильному предмету?
Студент-гуманитарий отнюдь не глупее своего коллеги-естественника. Проблема в том, что его пытаются учить по методикам, предназначенным для будущих инженеров. А это – совершенно другая система понятий и образов, очень далекая от гуманитарного мышления. Но что делать, если других методик не существует?
Теперь они есть. Преподавание ИТ в ВГШ им. С.Дубнова началось раньше, чем в других ВУЗах – около шести лет назад. Вышеописанные проблемы возникли сразу же. Соответственно, сразу же стало ясно, что стандартные методики ИТ-преподавания здесь бесполезны. Последующий опыт позволил создать ряд методик, которые позднее были сведены в учебник «Компьютер для Гуманитариев». Этот учебник, в «бумажном» и муль-тимедийном (на CD) вариантах, выходит в издательстве «Просвещение» осенью текущего года. Итак, методики:
-
Преодоление негативного отношения студента к ИТ. Мотивация изучения ИТ. Среднестатистический студент-гуманитарий действительно воспринимает появление этой дисциплины в расписании крайне негативно. И его можно понять. Позади у него – средняя школа, где гуманитарные дисциплины занимали не более 20-25% учебного времени. Да, по этим предметам он был отличником. Но остальные 75-80% учебных часов – это естественнонаучные дисциплины, где его успехи были, как правило, скромными. Эти часы оставили у него не самые приятные воспоминания, а часто – и моральные травмы.
Но вот вчерашний школьник поступает, например, на филологический факультет. Кошмар школьных лет позади: больше – никакой математики, физики, астрономии и т.д.. И тут он обнаруживает в расписании предмет под названием «ИТ», подозрительно похо-жий на школьную «информатику», которая еще недавно доставляла ему много огорче-ний. Разумеется, что отношение такого студента к ИТ будет заведомо негативным.
Негативное отношение можно преодолеть, и времени на это жалеть не следует. В ВГШ практикуются следующие методы:
- Наглядная демонстрация возможностей ИТ, применительно к будущей профес-сиональной деятельности (раздельные демонстрации для филологов, историков, психологов, юристов и т.д.) Также – выступления выпускников ВГШ прошлых лет, с рассказами об использовании ИТ в их профессиональной деятельности;
- Демонстрация возможностей ИТ в творческой сфере (графика, живопись, музы-ка, анимация, видео и т.д.);
- Демонстрация возможностей ИТ в сфере межличностных коммуникаций (фо-румы, чаты, сайты знакомств, ICQ и т.д.).
Все перечисленное занимает до 10% учебного времени, отведенного на изучение ИТ, но это, безусловно, себя оправдывает. После проведения такого курса, негативное от-ношение к ИТ среди студентов практически не встречается, а мотивация заметно возрастает.
Адаптация учебного материала к возможностям и потребностям гуманитариев. Стандартный курс ИТ перегружен информацией, которая никогда не потребуется гуманитарию в его будущей профессиональной деятельности. Например, шестнадцате-ричная арифметика, занимающая до 50% объема школьного курса «информатики» - нуж-на ли она ему? Или векторная графика (за исключением, пожалуй, Flash-анимации)? Или трехмерные (использующие несколько листов) таблицы Excel?
Стандартные методики уделяют, например, много внимания методам сжатия (ар-хивации) файлов. Но они, как правило, не содержат весьма важных для студента-гуманитария практических рекомендаций. И только из спецкурса «Компьютер для гумма-нитариев» такой студент с удивлением узнает:
- что совершенно бесполезно архивировать (сжимать) файлы форматов WAV, AVI и многие другие – для их компрессии существуют совсем другие мет;
- что выигрыш в дисковом пространстве – не единственное назначение архивато-ра, и при попытке отправить, например, коллекцию из 5.000 иконок (*.ico) по электронной почте, в качестве вложения – без архиватора тоже не обойтись, хо-тя выигрыш в размерах файла здесь минимальный;
- что архив можно «запаролить» - и многое, многое другое.
Совсем уж излишними кажутся упорные попытки объяснить студентам, что килобайт – это именно 1024 байта (но не тысяча), а мегабайт – 1048576 байт (но не миллион). Куда более важным представляется понимание студентом физического выражения термина «мегабайт». Например, начинающие изучение ИТ гуманитарии на несложный тест:
Оцените объем текста романа Л.Н.Толстого «Война и мир:
- примерно 100 килобайт
- примерно 1 мегабайт
- примерно 10 мегабайт
- примерно 100 мегабайт
дали очень примечательные ответы:
- примерно 100 килобайт – 8%
- примерно 1 мегабайт – 54%
На этом фоне, ответ студента «Килобайт – это 1 тысяча бай» не представляется сколько-нибудь существенной ошибкой.
Знания и навыки, необходимые для практической профессиональной деятельности. Стандартный курс ИТ, к сожалению, не предусматривает изучение весьма многих специализированных программ и утилит, необходимых для практической работы с ПК. Это объяснимо: авторы стандартных методик, будучи ИТ-профессионалами, подсоз-нательно полагают эти программы знакомыми студенту «по умолчанию». К сожалению, в случае со студентами-гуманитариями - дело обстоит совсем иначе.
80% студентов 1-го курса не в состоянии самостоятельно провести сканирование ПК на наличие вирусов. Казалось бы, предельно простой интерфейс AVP не требует изу-чения. Да, так оно и есть – для студентов технических специальностей. А для гуманитари-ев – приходится отводить не менее одного учебного часа на освоение AVP.
Таких программ и утилит, не входящих в стандартные курсы ИТ, но жизненно важных для будущего гуманитария, довольно много – около полутора десятков. И это не считая возможностей самой операционной системы, которые тоже должны были бы вхо-дить в курс ИТ (но обычно не входят). Анекдотический пример: студент-историк просит «греческий драйвер шрифта» для MS Word. Ему никто не рассказал о Unicode и языковых настройках Windows…
И другие методики, разработанные в ВГШ для студентов-гуманитариев…
|