Автоматизация научной коммуникации в образовательных учреждениях
А.Н. Гребнев аспирант, ассистент Удмуртский Государственный Университет
Со времен Сократа известно, что диалог
рождает новое знание. Только научная дискуссия и конструктивная критика
позволяют приблизиться к истине. Современные темпы развития науки требуют более
быстрых способов коммуникации между исследователями, в том числе и географически
удаленными. Классические бумажные способы обмена научными и околонаучными
знаниями уже не отвечают большинству предъявляемых требований. К настоящему
моменту, в подавляющем большинстве случаев, документы (рефераты, тезисы, статьи
и т.п.) подготавливаются в электронной форме, однако способы распространения и
обмена информацией отнюдь не всегда столь прогрессивны. Развитие сети Интернет и
ее технологий имеют огромные потенциальные возможности в области обмена научной
информацией, но на данный момент они задействованы лишь на малую долю. Причем
менее развитой оказалась научная коммуникация в сфере высшего профессионального
образования. Если некоторые хорошо финансируемые крупные научные учреждения или
столичные вузы имеют возможность использовать дорогие информационные системы и
содержать достаточный штат сотрудников для обеспечения научных коммуникаций на
требуемом уровне, то в среднестатистическом российском вузе данные процессы
проходят при минимальной финансовой поддержке, а порой и исключительно на
энтузиазме сотрудников. А ведь именно здесь, в истоках науки, в вузах растут и
подготавливаются молодые ученые, приобщается к процессам формального научного
обмена молодое перспективное поколение.
К настоящему моменту бумажные публикации не могут удовлетворить растущие
потребности. Тираж большинства не крупных журналов и сборников, доступных
начинающим ученым (студентам, аспирантам), невелик, он не позволяет обеспечить
всех желающих требуемой информацией, территориально удаленные читатели порой
вообще не имеют доступа. Частота и скорость выхода публикаций являются еще одним
недостатком бумажных изданий, нередки случаи того, что еще до выхода бумажной
версии в свет информация статьи потеряла свою былую актуальность, а идеи автора
приобрели новые интерпретации. Поиск нужной информации требует приложения
значительных усилий, и траты большого количества времени.
Не случайно большую популярность в сети Интернет получили коллекции рефератов,
обеспечивающие возможность обмена информацией между школьниками, студентами,
аспирантами. Причиной тому послужило отсутствие простой и доступной системы
публикации документов, которая бы обеспечивала:
- бесплатную основу размещения документов;
- самопубликацию документов без длительного рецензирования и т.п.;
- отсутствие необходимости в специализированных знаниях и инструментов.
Еще в Будапештской инициативе 2001 «Открытый доступ» были высказаны принципы
самоархивирования (self-archiving самостоятельного размещения материалов) и
предоставления открытого доступа (open access общего бесплатного и
оперативного). Необходима информационная система, основанная на прогрессивных технологиях,
доступная каждому вузу, которая бы автоматизировала все этапы жизненного цикла
электронной публикации:
- помощь в появлении идеи публикации на основе общения в эл. форуме и
представление его сообщений в виде линейного текста;
- загрузка материалов автором в систему и преобразование его из входного формата
(например, Microsoft Word) в единый внутренний формат хранения (например, XML
DocBook) документа;
- совместную авторскую разработку документов и контроль версий;
- систематизацию публикаций по категориям (например, УДК);
- поиск информации полнотекстовый (как минимум с учетом морфологии языка) и по
метаинформации (атрибутам, например DublinCore Дублинское ядро);
- выгрузка документа читателем и преобразование его из формата хранения в
запрашиваемый выходной формат (например, PDF, HTML и т.д.);
- взаимодействие с другими информационными системами (например, по протоколу
Open Archives Initiative).
Реализация системы планируется на основе проекта Blandware AtLeap – веб
приложение, 100% Java каркас (framework) с открытым исходным кодом (под
лицензией Apache 2.0) предназначенный для быстрого построения на его основе
других веб приложений. AtLeap включает в себя CMS (Систему Управления Содержимым
СУС), позиционирован на мелкие и средние задачи, основан на лучших open-source
технологиях, построен с учетом современных практик и паттернов проектирования.
Проект AtLeap https://atleap.dev.java.net разрабатывается на сайте java.net
сообщества (в своем роде аналог freshmeat.net или sourgeforge.net). AtLeap это
веб приложение работающее на основе некоторых стандартов J2EE 1.4 (Java 2
Enterprise Edition) платформы включая: JSR 152: Java Server Pages™ 2.0 и JSR
154: Servlet™ 2.4. AtLeap является легковесным, он не реализует стандарт JSR
153: Enterprise JavaBeans™ 2.1, поэтому для его работы не требуется сервер
приложений, например JBoss, Weblogic, WebSphere. Для запуска AtLeap достаточно
лишь servlet-контейнера, например Apache Jakarta Tomcat. AtLeap имеет следующие
свойства:
- Широкие возможности форматирования текста, используя визуальный WYSIWYG (What
You See Is What You Get) редактор с поддержкой импорта текста из Microsoft Word.
- Поддержка одновременной работы с несколькими языками;
- Полнотекстовый поиск на нескольких языках (Русский, Английский, Испанский,
Русский, Немецкий, Французский и т.д.) с учетом окончаний и стоп слов по
страницам и документам (RTF, PDF, Word, Excel, PowerPoint, HTML и т.д.);
- Независимость от аппаратной платформы и операционной системы, СУБД,
servlet-контейнера, браузера;
- Многопользовательскую работу, оптимистичный контроль параллелизма, транзакции
базы данных (откатки, пессимистичные блокировки);
- Бесплатность, как самой системы, так и систем на которых она может быть
запущена.
Следующими шагами в процессе реализации системы будут:
- Написание преобразователей из документов Microsoft Word 2003 в виде
WordprocessingML во внутренний формат хранения DocBook и обратно.
- Реализация протокола WebDAV (Web Distributed Authoring and Versioning
совместная авторская разработка и контроль версий) для обеспечения интеграции со
множеством продуктов включая Microsoft Office.
Назревшая потребность автоматизации научных коммуникаций не реализована в сфере
высшего профессионального образования должным образом. Не существует простой и
дешевой информационной системы доступной для образовательных учреждений
основанной на принципах самоархивирования и открытого доступа. В вузах для
решения данной проблемы порой используются подручные не адекватные средства. К настоящему моменту существуют отдельные стандарты, технологии и инструменты, с
помощью которых возможно построить систему отвечающую предъявляемым требованиям.
Однако их необходимо связать воедино, адаптировать к использованию в среде
русскоязычных ресурсов, к использованию в российских образовательных
учреждениях, необходимо обеспечить интеграцию с мировыми ресурсами. Необходимо
выработать концепцию и разработать проект построения коммуникационной
научно-образовательной среды. Автоматизация процессов создания научного знания и обмена им в образовательных
учреждениях не только качественно и количественно улучшит состояние российской
науки, но и приведет к положительным результатам в образовательной сфере путем
приобщения к процессам формального научного обмена молодого перспективного
поколения.
Литература:
- А.Н. Гребнев Система электронных публикаций научных статей //Материалы XL Международной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс": Информационные технологии /Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. С. 32-33.
- А.Н. Гребнев Научные информационные системы // Вестник УдГУ: Математика.- Ижевск: Изд-во УдГУ, 2003. С.99-106.
- А.Н. Гребнев Коммуникационная научно-образовательная среда // Вестник УдГУ: Математика.- Ижевск: Изд-во УдГУ, 2004. C.29-38.
- А.Н. Гребнев Научное общение через электронный форум и электронные публикации // Проблемы теоретической и прикладной математики. Труды 36-й региональной молодежной конференции. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. С.327-331.
- А.Н. Гребнев AtLeap - Java каркас с открытым исходным кодом для Web приложений. // Известия института математики и информатики. Ижевск, 2005. (в печати).
|