Принципы создания современного лабораторного практикума в области
компьютерных наук
Папшев С.В., Гельбух С.С.
Уровень квалификации специалистов в области информационных
технологий в значительной степени определяется объемом практических навыков в
работе со сложными серверными и активными сетевыми устройствами. Современному IT-
специалисту для эффективной работы и профессионального роста необходимо
сочетание глубоких теоретических знаний в области организации вычислительных
систем и сетей и практического опыта в инсталляции и настройке сетевых
операционных систем и сервисов, проектировании и конфигурировании локальных и
глобальных вычислительных сетей.
Повысить эффективность использования образовательных ресурсов
в системе компьютерного образования можно путем создания многоцелевых
технологических автоматизированных лабораторных практикумов (АЛП).
Комплекс АЛП должен обеспечивать автоматизированное
проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно
на группе активных и пассивных сетевых устройств, позволяющих моделировать
структуру и организацию локальных, корпоративных и глобальных вычислительных
сетей.
В состав комплекса должны входить следующие компоненты:
- лабораторные практикумы по сетевым технологиям (настройки
телекоммуникационного оборудования, маршрутизаторов, установка на
маршрутизаторах и коммутаторах протоколов маршрутизации и сетевых фильтров,
настройка протоколов канального уровня);
- лабораторные практикумы по установке и настройке операционных систем и
базовых сетевых служб (DNS, mail, WWW, ftp, proxy, контроль трафика и т.д.);
- практикумы по установке и настройке прикладных сервисов (СУБД, сервера
приложений и т.д.);
- практикумы по программированию для WWW, по WEB- дизайну и мультимедийным
сервисам;
- практикумы по организации и применению информационных систем управления.
Доступ к выполнению практических работ любого уровня
сложности, в том числе связанных с реконфигурацией всех сетевых интерфейсов и
портов служб сетевых операционных систем, должен обеспечиваться из локальной
сети и Интернет.
Создание лабораторного комплекса обусловлено решением ряда
организационно-методических и технических задач. К числу наиболее сложных
относится разработка пакета учебно-методических материалов для сетевых
лабораторных и практических работ по следующим направлениям:
- структура, организация, протоколы локальных вычислительных сетей;
- организация межсетевых соединений, протоколы Интернет;
- маршрутизируемые протоколы и протоколы маршрутизации;
- телекоммуникационные технологии глобальных сетей;
- системное программное обеспечение сетевых устройств (специализированные
операционные системы, UNIX, Windows);
- организация, установка и настройка сетевых служб корпоративных сетей и
Интернет;
- технологии построения информационных систем Интернет, серверы баз данных;
- прикладное программное обеспечение в сетевой среде, организация
распределенных вычислений.
Современные тенденции развития информационно-образовательной
среды высшей школы требуют интегрировать автоматизированные лабораторные ресурсы
в режиме удаленного сетевого доступа в рамках объединенного портала АЛП. Для
этого должна быть решена задача создания программно-аппаратного комплекса АЛП,
включающего в себя следующие базовые компоненты:
- группу серверов и рабочих станций для выполнения заданий практических
работ;
- группу маршрутизаторов, управляемых коммутаторов и телекоммуникационных
устройств (модемов, мультиплексоров, конверторов интерфейсов) для выполнения
заданий практических работ;
- структурированную гетерогенную кабельную систему, моделирующую разнородную
среду передачи данных в локальных и глобальных компьютерных сетях и
обеспечивающую возможность соединения и коммутации всех интерфейсов сетевых
устройств, входящих в комплекс практикума;
- узел технологического управления комплексом, включающий в себя консольный
сервер, коммутатор периферии, сервер авторизации и мониторинга действий
пользователей, систему сбора статистики;
- узел управления учебным процессом, включающий в себя специализированный
образовательный портал АЛП;
- коммуникационный узел, обеспечивающий связь комплекса с внешними сетями;
- сертифицированное системное программное обеспечение серверов и прикладное
программное обеспечение для построения портала АЛП.
При создании лабораторного комплекса можно выделить следующие
этапы:
- Этап анализа предметной области и разработки проекта. Методы реализации
практических работ в образовательном процессе должны анализироваться
- по направлениям подготовки специалистов в области компьютерных наук; по
уровням подготовки;
- по типам подготовки- основное или дополнительное непрерывное образование;
- по видам подготовки - приобретение базовых знаний, тренировка основных
навыков, специализированный тренинг и других.
Для разработки проекта АЛП необходимо сформулировать единые
требования к представлению ресурсов лабораторных практикумов на сайте портала
АЛП и на их основе выбрать программные продукты, которые будут использованы при
реализации этих требований в ходе построения портала.
-
Этап разработки методических требований к циклам работ в
АЛП. Специалисты в области преподавания предметов цикла «Компьютерные науки и
информационные технологии», и технические специалисты в области компьютерной
техники должны сформулировать задачи и методики выполнения работ практикума,
увязанные с профильными курсами лекций в методическом плане и соответствующие
стандартам по специальностям в содержательном плане с одной стороны, и с
техническими возможностями современных программных и аппаратных продуктов, с
другой стороны. В результате составляется программа практикума, методические
указания по разработке практических работ и технические требования
программно-аппаратной части АЛП.
-
Этап монтажа, настройки и опытной эксплуатации комплекса
АЛП проводится в соответствии с требованиями проекта АЛП. Опытная эксплуатация
комплекса разбивается на две стадии - этап установки практических работ и
информационного наполнения портала комплекса преподавателями и этап проведения
практических работ со студентами, обучающимися по профильным курсам.
|