О.В. Бяхов
Министерство информационных технологий и связи
Текущее положение дел:
- Приятно общаться с сообществом, которое лучше всех знают свое дело. См. чемпионаты мира по программированию: с 2000 по 2006 год Россия получила 27 медалей - 11 золотых - 4 первых места - четверть всех финалистов из России;
- Растет уровень конференции - в прошлом году на конференции был зам. директора департамента, теперь директор департамента. Через 2 года есть шансы заинтересовать конференцией и министра.;
-
- Кроме того, ИТ-сообщество консолидируется, вырабатывает серьезные документы. Полтора года назад - подготовили вместе с АПКИТом концепцию развития ИТ-отрасли, в которой был сформулирован ряд первоочередных проблем. Часть из них уже решается:
- В прошлую пятницу в первом чтении принят закон о налоговых льготах для программистов;
- В марте была принята программа развития технопарков в Российской Федерации;
- Очень близко согласование венчурного фонда для ИТ-отрасли;
- Следующий по значимости ограничитель ИТ-индустрии - кадровая проблема!
- С одной стороны, качество инженеров у нас очень высокое (например, Россия - вторая в мире по инженерным ресурсам в Intel и Boeing). С другой стороны, это привело к тому, что зарплата возросла за два года в два раза, что разрушает одно из наших конкурентных преимуществ. При этом страновые риски все-таки достаточно велики для того, чтобы потребители ожидали более низких зарплат, а внутреннее потребление ИТ достаточно ограниченно;
- Как решать? Нужно уметь излагать простую программу действий, состоящую из 2-3 понятных тезисов и обоснований типа "очевидно, что:".
Основные задачи в образовании на сегодня таковы:
- Изменение стандартов высшего профессионального образования (хорошо проработано, но есть еще отдельная дискуссия относительно соответствия болонскому процессу). Реально такие изменения сказываются минимум через 4 года.
- Второе высшее образование в сфере ИТ для людей с инженерной подготовкой, а также для учителей информатики, физики и т.п. Отрасль потребляет 50-60 тыс. специалистов при темпе 20-25% в год. Если хотим расти быстрее, то надо готовить еще больше. При этом по ИТ-специальностям готовится примерно 20 тыс. человек в год (трудно посчитать из-за запутанной номенклатуры специальностей, нужно ее переделывать). Следовательно, ИТ-индустрия восполняет недостаток примерно 30 тыс. в год. При этом до школы доходит всего треть выпускников педвузов, плюс есть избыток выпускников инженерных специальностей - видимо, как раз и идут в ИТ-индустрию. Нужна схема финансирования переподготовки специалистов. Предлагается схема РСПП: бизнес аккредитует учебные программы, после чего банки под дипломы этих вузов выдает образовательный кредит.
- Высшее образование = статус в обществе => ожидания людей по зарплате связаны с зарплатами в других отраслях (юристы, менеджеры и т.п.). Однако в ИТ-отрасли нет начального и среднего профессионального образования (для тестирования, простого кодирования и т.п. высшего образования не нужно). Люди, которых ИТ-компании берут на работу либо overqualified, либо misqualified.
- Тенденция: в ИТ становится больше сервисов, например, см. IBM: треть сотрудников находится в офисе клиента, а не в офисе компании. При этом клиенты работают во всех отраслях промышленности (финансы, здравоохранение, логистика и т.п.). В России есть около 1 млн. человек в диапазоне 35-50 лет, которые получили фундаментальное инженерное образование и имеют хорошую подготовку в своей предметной области. Если этим людям дать знания в области ИТ (хорошая программа проф. переподготовки), то они могут стать хорошим ресурсом для ИТ-компаний, предоставляющих сервисы.
- Преподавание информационно-коммуникационных технологий:
- качество преподавания в вузах (достаточно подробно обсуждается);
- качество преподавания базовых дисциплин в средней школе (к сожалению, значительно меньше обсуждается, но имеет принципиальную важность). Как решать - поднять зарплату врачам математики и физики? См. медицину - там решение поднять зарплату врачам общей практики привело к массовому оттоку специалистов из узких специальностей;
- Три недели назад эти вопросы обсуждались с А.Н. Фурсенко. Планируется дальнейшее обсуждение между МинИТ и МинОбр (Исаак Иосифович Калина + Олег Владимирович Бяхов);
- Хочется сохранить технологическое лидерство российской ИТ-индустрии. Для этого нужен долгосрочный прогноз прорывных технологий, поэтому Центру развития информационного общества было поручено подготовить долгосрочный прогноз "Российский Foresight 2020".
- Проблема повышения общей компьютерной грамотности. 80% населения России смутно понимает, что можно получить от компьютера.
- Что Министерство ожидает от конференции?
- Максимально внятной позиции по актуальным задачам образования;
- Кто сможет решать эти задачи.
Вопросы и ответы
Вопрос: где можно найти текст концепции развития ИТ-индустрии? Какова ее судьба?
Ответ: концепция была представлена в декабре 2004 года на Заседании Правительства РФ. После этого МЭРТ жестко поставил вопрос - сколько денег потребуется на реализацию этой концепции? В результате эта концепция не была принята как Решение правительства и потому доступна на сайте МинИТ только в разделе "Концепции". Поэтому теперь продвигается каждая отдельная составляющая концепции - налоговый режим, венчурный фонд и т.п.
Вопрос: как вы относитесь к тому факту, что в Индексе готовности к информационному обществу Россия находится на 66 месте из 75, причем в этом году хуже, чем в прошлом?
Ответ: это следует рассматривать скорее как стагнацию, а не падение. Кроме того, при внимательном рассмотрении факторов, влияющих на индекс, выясняется, что около трети параметров связана не с ИТ-отраслью, а с макроэкономическими условиями в стране (условия для бизнеса, судебная система и т.п.). При этом все, что связано с ИТ, растет.
Вопрос: не могли бы вы подробнее рассказать про процесс принятия решения о предоставлении индустрии программирования налоговых льгот?
Ответ: после представления проекта закона был получен ряд писем с замечаниями, в том числе, от руководителя Государственного правового управления Обличева (что концепция в таком виде нарушает принцип равноправности) и от руководителя Федеральной налоговой службы РФ Сердюкова (что предложенную модель практически невозможно администрировать). После этого шли активные консультации, велись обсуждения и т.п. Были приняты компромиссные решения - например, ввели государственную аккредитацию компаний, претендующих на налоговые льготы. Кроме того, помогло Послание Президента, в котором было сформулировано, что налоговые льготы являются необходимым инструментом стимулирования индустрии.
Вопрос: почему в некоторых вузах сокращается количество бюджетных мест на востребованные ИТ-специальности?
Ответ: скорее всего, по ошибке. Кроме того, есть серьезное сопротивление предлагаемому МинОбром подходук финансированию образования по принципу "деньги следуют за человеком". На самом деле, большинство вузов заинтересовано в том, чтобы сохранить практику выделения фиксированного количества бюджетных мест, так как в этом случае не обязательно повышать привлекательность вуза для студентов.
|