home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского
1C

SAP
Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


О.В. Бяхов
Министерство информационных технологий и связи

Текущее положение дел:

  • Приятно общаться с сообществом, которое лучше всех знают свое дело. См. чемпионаты мира по программированию: с 2000 по 2006 год Россия получила 27 медалей - 11 золотых - 4 первых места - четверть всех финалистов из России;
  • Растет уровень конференции - в прошлом году на конференции был зам. директора департамента, теперь директор департамента. Через 2 года есть шансы заинтересовать конференцией и министра.;
  • Кроме того, ИТ-сообщество консолидируется, вырабатывает серьезные документы. Полтора года назад - подготовили вместе с АПКИТом концепцию развития ИТ-отрасли, в которой был сформулирован ряд первоочередных проблем. Часть из них уже решается:
    • В прошлую пятницу в первом чтении принят закон о налоговых льготах для программистов;
    • В марте была принята программа развития технопарков в Российской Федерации;
    • Очень близко согласование венчурного фонда для ИТ-отрасли;
  • Следующий по значимости ограничитель ИТ-индустрии - кадровая проблема!
  • С одной стороны, качество инженеров у нас очень высокое (например, Россия - вторая в мире по инженерным ресурсам в Intel и Boeing). С другой стороны, это привело к тому, что зарплата возросла за два года в два раза, что разрушает одно из наших конкурентных преимуществ. При этом страновые риски все-таки достаточно велики для того, чтобы потребители ожидали более низких зарплат, а внутреннее потребление ИТ достаточно ограниченно;
  • Как решать? Нужно уметь излагать простую программу действий, состоящую из 2-3 понятных тезисов и обоснований типа "очевидно, что:".

Основные задачи в образовании на сегодня таковы:

  • Изменение стандартов высшего профессионального образования (хорошо проработано, но есть еще отдельная дискуссия относительно соответствия болонскому процессу). Реально такие изменения сказываются минимум через 4 года.
  • Второе высшее образование в сфере ИТ для людей с инженерной подготовкой, а также для учителей информатики, физики и т.п. Отрасль потребляет 50-60 тыс. специалистов при темпе 20-25% в год. Если хотим расти быстрее, то надо готовить еще больше. При этом по ИТ-специальностям готовится примерно 20 тыс. человек в год (трудно посчитать из-за запутанной номенклатуры специальностей, нужно ее переделывать). Следовательно, ИТ-индустрия восполняет недостаток примерно 30 тыс. в год. При этом до школы доходит всего треть выпускников педвузов, плюс есть избыток выпускников инженерных специальностей - видимо, как раз и идут в ИТ-индустрию. Нужна схема финансирования переподготовки специалистов. Предлагается схема РСПП: бизнес аккредитует учебные программы, после чего банки под дипломы этих вузов выдает образовательный кредит.
  • Высшее образование = статус в обществе => ожидания людей по зарплате связаны с зарплатами в других отраслях (юристы, менеджеры и т.п.). Однако в ИТ-отрасли нет начального и среднего профессионального образования (для тестирования, простого кодирования и т.п. высшего образования не нужно). Люди, которых ИТ-компании берут на работу либо overqualified, либо misqualified.
  • Тенденция: в ИТ становится больше сервисов, например, см. IBM: треть сотрудников находится в офисе клиента, а не в офисе компании. При этом клиенты работают во всех отраслях промышленности (финансы, здравоохранение, логистика и т.п.). В России есть около 1 млн. человек в диапазоне 35-50 лет, которые получили фундаментальное инженерное образование и имеют хорошую подготовку в своей предметной области. Если этим людям дать знания в области ИТ (хорошая программа проф. переподготовки), то они могут стать хорошим ресурсом для ИТ-компаний, предоставляющих сервисы.
  • Преподавание информационно-коммуникационных технологий:
    1. качество преподавания в вузах (достаточно подробно обсуждается);
    2. качество преподавания базовых дисциплин в средней школе (к сожалению, значительно меньше обсуждается, но имеет принципиальную важность). Как решать - поднять зарплату врачам математики и физики? См. медицину - там решение поднять зарплату врачам общей практики привело к массовому оттоку специалистов из узких специальностей;
  • Три недели назад эти вопросы обсуждались с А.Н. Фурсенко. Планируется дальнейшее обсуждение между МинИТ и МинОбр (Исаак Иосифович Калина + Олег Владимирович Бяхов);
  • Хочется сохранить технологическое лидерство российской ИТ-индустрии. Для этого нужен долгосрочный прогноз прорывных технологий, поэтому Центру развития информационного общества было поручено подготовить долгосрочный прогноз "Российский Foresight 2020".
  • Проблема повышения общей компьютерной грамотности. 80% населения России смутно понимает, что можно получить от компьютера.
  • Что Министерство ожидает от конференции?
    1. Максимально внятной позиции по актуальным задачам образования;
    2. Кто сможет решать эти задачи.

Вопросы и ответы

Вопрос: где можно найти текст концепции развития ИТ-индустрии? Какова ее судьба?

Ответ: концепция была представлена в декабре 2004 года на Заседании Правительства РФ. После этого МЭРТ жестко поставил вопрос - сколько денег потребуется на реализацию этой концепции? В результате эта концепция не была принята как Решение правительства и потому доступна на сайте МинИТ только в разделе "Концепции". Поэтому теперь продвигается каждая отдельная составляющая концепции - налоговый режим, венчурный фонд и т.п.

Вопрос: как вы относитесь к тому факту, что в Индексе готовности к информационному обществу Россия находится на 66 месте из 75, причем в этом году хуже, чем в прошлом?

Ответ: это следует рассматривать скорее как стагнацию, а не падение. Кроме того, при внимательном рассмотрении факторов, влияющих на индекс, выясняется, что около трети параметров связана не с ИТ-отраслью, а с макроэкономическими условиями в стране (условия для бизнеса, судебная система и т.п.). При этом все, что связано с ИТ, растет.

Вопрос: не могли бы вы подробнее рассказать про процесс принятия решения о предоставлении индустрии программирования налоговых льгот?

Ответ: после представления проекта закона был получен ряд писем с замечаниями, в том числе, от руководителя Государственного правового управления Обличева (что концепция в таком виде нарушает принцип равноправности) и от руководителя Федеральной налоговой службы РФ Сердюкова (что предложенную модель практически невозможно администрировать). После этого шли активные консультации, велись обсуждения и т.п. Были приняты компромиссные решения - например, ввели государственную аккредитацию компаний, претендующих на налоговые льготы. Кроме того, помогло Послание Президента, в котором было сформулировано, что налоговые льготы являются необходимым инструментом стимулирования индустрии.

Вопрос: почему в некоторых вузах сокращается количество бюджетных мест на востребованные ИТ-специальности?

Ответ: скорее всего, по ошибке. Кроме того, есть серьезное сопротивление предлагаемому МинОбром подходук финансированию образования по принципу "деньги следуют за человеком". На самом деле, большинство вузов заинтересовано в том, чтобы сохранить практику выделения фиксированного количества бюджетных мест, так как в этом случае не обязательно повышать привлекательность вуза для студентов.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga