Концепция самоорганизующейся образовательной среды
С.С. Дмитриев (Siemens)
В докладе предлагается концепция новой, дополняющей существующие институты, образовательной среды, которая может быть сформирована при активном участии бизнеса, студентов и вузов с помощью существующих интернет-технологий. Приводятся текущие тенденции в области образования и ИКТ сфере (в том числе на рынке труда), а также имеющиеся предпосылки к созданию этой среды. Отмечается актуальность и своевременность ее появления. А именно достаточность технологий (интеграция вики-систем и блогов, механизмы социальных сетей и таксономизационный подход к упорядычеванию информации) и увеличивающийся разрыв между традиционными подходами к образованию и реальными потребностями.
В докладе описываются компоненты среды, в частности наполнение поддерживающей ее web-платформы:
- Перечисление актуальных областей знания со ссылками на материалы для изучения
- Описания широко распространенных практических задач
Пункты 1 и 2 формируются консолидировано, в том числе на основе следующих двух пунктов.
1’ и 2’ Конкретные отделы и рабочие группы конкретных компаний вывешивают списки тех знаний и умений (с конкретными рекомендациями по способам их приобретения) владение которыми будет востребовано при приходе на практику/работу в данную конкретную команду.
- Некритичные для текущего бизнеса и доступные для разглашения задачи (разработка небольших программ, бета-тестирование, эксперименты со «свежими» технологиями и т.п.).
- Энтузиасты для энтузиастов. Публикуются идеи для привлечения к ним других людей с необходимыми навыками и знаниями, или с наличием свободного времени и готовностью работать над реализацией идеи.
- Система рейтингов. Публикаторы задач и их исполнители выставляют оценки друг другу. Рейтинги актуальных областей знания и стандартных задач, равно как и рейтинги образовательных материалов (интернет-ресурсов, книг).
- Для относительно сложных проектов платформа должна включать определенные функции ПО управления проектами и поддержку совместной работы. Среда должна формировать культуру грамотного управления проектами.
- Некоторые функции бизнес инкубатора.
Отмечается свойство самоорганизации, заложенное в концепцию среды. Чем больше востребованы те или иные знания, тем больше открывается проектов их требующих, тем выше интерес. И тем больше людей соприкасается с новой востребованной областью, что и требуется. Особое внимание уделяется максимально возможной степени открытости, как самой среды, так и проекта по ее формированию.
В завершение приводятся известные примеры, показывающие возможность построения описываемой среды (Wikipedia, INTUIT, You!Project), и делается предположение о возможности расширения применения подхода образовательной среды за пределы областей, напрямую связанных с ИКТ (экономика, право, социальная сфера, культура, промышленность, энергетика и т.п.).
|