home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского
1C

SAP
Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Непрерывное дополнительное образование детей в области ИКТ «КОМПЬЮТЕРиЯ»

Колонцов Вадим Александрович
Зам. директора по взаимодействию с гос. органами НУДО «Учебный Центр КОМПЬЮТЕРиЯ», г.Тверь

Проект «КОМПЬЮТЕРиЯ» мы рассматриваем как модель непрерывного дополнительного образования детей. При определении подходов к выбору содержания проекта учитывается тот факт, что ИКТ в современном мире является приоритетным направлением социокультурного развития.

Цель проекта – создание условий для интеллектуального и творческого развития детей и подростков.

В основу проекта были положены следующие педагогические идеи:

  • гуманизации, определяющей личность ребенка приоритетной, учитывающей его интересы, потребности, мнения при выборе методов и форм обучения;
  • природосообразности, означающей обучение и воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей;
  • системности, характеризующей образовательный процесс как целостную систему, согласованность планов и действий всех участников проекта.

Мы считаем, что системообразующим видом деятельности при реализации проекта является познавательная. Ее дополняют такие виды деятельности, как проектная, игровая, трудовая и другие.

При реализации проекта используются следующие формы работы:

  • семинары;
  • конференции;
  • дискуссии;
  • тренинги;
  • презентации;
  • коллективно-творческие дела;
  • сюжетно-ролевые и деловые игры;
  • практикумы и т.д.

Главным критерием эффективности реализуемого проекта мы видим уровень достижений обучающихся. В условиях Компьютерной школы он определяется по итогам аттестации и сертификации, а в тематических сменах – в форме участия в итоговых исследовательских конференциях и выполнения компьютерной верстки собственного полиграфического продукта (визитка, открытка, приглашение, диплом…).

Участники проекта – дети в возрасте от 8 до 17 лет, получившие возможность изучения ИКТ круглогодично. На протяжении учебного года обучение проходит в компьютерных классах общеобразовательных школ, а в каникулы – в загородном детском оздоровительно-образовательном лагере.

Модель непрерывного дополнительного образования:

Реализация проекта начинается с сентября, когда в филиалах Учебного центра «КОМПЬЮТЕРиЯ» открывается Компьютерная школа. Программа обучения которой включает в себя три ступени: подготовительную, базовую и профильную. Каждый урок приносит детям радость открытия, приобщает к творчеству, учит искать, анализировать и обобщать информацию.

Программа подготовительной ступени обучения реализуется в течение двух лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. На занятиях обучающиеся знакомятся с устройством и возможностями компьютера, начинают уверенно работать с мышкой и клавиатурой. На втором году обучения основное внимание уделяется работе с файловой системой, выполнению заданий на развитие логики, внимания, памяти…

Базовое обучение в школе рассчитано на 4 года, по 3 академических часа в неделю (2 часа – информационные технологии и 1 час – информатика). Сочетание этих предметов позволит обучающимся более полно овладеть возможностями современного компьютера.

Главная цель изучения курса ИКТ – уверенное и грамотное овладение компьютером.

Проведение тематических смен «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ» является важной частью модели непрерывного дополнительного образования детей в области ИКТ и существенно усиливает учебно-воспитательный процесс проекта.

Образовательная программа тематических смен, реализуемая в условиях лагеря, включает с себя:

  • компьютерное обучение, предполагающее:
    • приобщение детей к современным технологиям,
    • знакомство с возможностями компьютерной техники,
    • демонстрацию использования компьютера для решения некоторых конкретных задач;
  • сюжетно-ролевую игру «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ», моделирующую отношения человека с государством, обществом и природой

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • обучение детей одному из предлагаемых направлений компьютерных знаний: офисные технологии, графика, Интернет-технологии, программирование (каждый курс содержит 10-17 часов, в зависимости от возраста);
  • прохождение с каждым ребенком пути от постановки задачи до получения конкретного результата, разъяснение особенностей этапов работы;
  • предоставление возможности публичного выступления с рассказом о выполненном проекте;
  • анализ результатов (совместно с ребенком) этапов работы;
  • привитие навыков жизни в гражданском обществе, где каждый ребенок имеет право:
    • избирать и быть избранным;
    • реально участвовать в самоуправлении;
    • работать в одном из министерств;
    • зарабатывать деньги (бит – денежная единица страны) и тратить их по своему усмотрению;
    • формировать рейтинг города;
    • получать «глюки» (единица наказания).
  • а также обязан:
    • соблюдать Конституцию;
    • работать в мастерских (компьютерных классах);
    • отрабатывать полученные «глюки».

Для решения сформулированных задач и достижения обозначенных целей тематическая смена организуется как календарный год жизни в некой хорошо компьютеризированной стране. Эта страна имеет Конституцию, соблюдение которой обеспечивает президент и парламент, избираемый из числа приехавших на отдых детей. В стране есть своя экономика, средства массовой информации, календарь, праздники и традиции.

Каждый гражданин получает паспорт с фотографией, бандану с эмблемой страны, значок с эмблемой страны и со своим именем.

Формирование отрядов-городов происходит по возрастному принципу, численность каждого не превышает 30 человек. Руководят жизнью города два эксперта (вожатых). Из числа детей путем всеобщего голосования избираются депутаты парламента и мэр.

В первые часы пребывания в стране ребенок заполняет анкету, где, помимо ответов на традиционные вопросы, указывает уровень своих знаний компьютерных технологий, наличие компьютера (и доступа в Интернет) дома и в школе, желаемое направление компьютерной мастерской и другие дополнительные сведения о себе.

После заполнения анкет дети приглашаются на собеседование с преподавателями. По результатам беседы и с учетом анкетных сведений формируются группы для занятий в мастерских. При этом ребенок должен указать по крайней мере два желаемых направления, а также фамилии тех, с кем ему хотелось бы вместе заниматься.

Все жители должны работать в мастерской и за время пребывания в стране выполнить хотя бы один законченный проект. Наиболее интересные работы представляются на конференции, что позволяет выступающим получить опыт выступления с докладом компьютерного проекта, продемонстрировать результаты своей работы на большом экране с помощью проектора, а остальным детям – окунуться в мир разнообразных компьютерных технологий.

Основную роль в реализации программы играют следующие ключевые мероприятия:

  • выборы в парламент – вечер третьего дня пребывания в стране;
  • назначения в министерства – вечер первого дня в стране;
  • открытие и закрытие каждого «КОМПЬЮТЕРского года»;
  • день мастерских – утро того дня, в который проходит конференция (дети из каждой мастерской, свободные от выполнения собственных работ, ходят в гости в другие мастерские);
  • последний урок – момент прощания с преподавателем, вручение сертификатов и распечатанной продукции, электронная версия которой создавалась на занятиях;
  • компьютерная дискотека, КВН (конкурсы эрудитов по компьютерной тематике), другие игры;
  • дискотеки, посвященные каждому времени года;
  • экскурсии;
  • день семьи (праздники и соревнования для команд из детей и родителей);
  • мероприятия городского масштаба и межгородские праздники

Учебный процесс в лагере организуется специальным образом.

  • утреннее занятие,
  • вечернее занятие,
  • конференция (дважды за смену, на 8-9 и 19-ый день пребывания в лагере).

Первый цикл обучения носит в основном обучающий характер. Большинство детей только в середине первого цикла, выйдя на некоторый уровень знаний и навыков, определяется с темой интересующего их проекта. В часы послеобеденных занятий они приступают к его выполнению. Второй цикл в основном посвящен выполнению творческих заданий, которые могут быть представлены на итоговой конференции как проект.

Конференции являются «общегосударственными» мероприятиями, они подводят итог каждого цикла обучения. По результатам выступления на одной из конференции детям присваивается звание «Мастер», на двух – «Супермастер». Особо отличившимся присваивается звание «Гордость страны КОМПЬЮТЕРиЯ». Каждый такой сертификат дает право бесплатного времени работы в компьютерном классе при последующем прибытии в страну.

Реализация проекта «КОМПЬЮТЕРиЯ» создаст условия для интеллектуального и творческого развития детей и подростков, поможет им лучше адаптироваться в современном обществе, успешно использовать информационно-коммуникационные технологии.

География проекта

Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» работает сегодня:

  • в г. Твери и в Тверской области;
  • в Оренбурге и Оренбургской области;
  • в Ленинградской области;
  • в Ставропольском крае;
  • в Липецке;
  • в Калуге;
  • в Ижевске;
  • в Нижегородской области;
  • в Иркутской области.

Тематические смены «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ» организуются:

  • в Тверской области;
  • в Московской области;
  • в г. Обзор (Болгария).
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga