home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского
1C

SAP
Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Совершенствование IT-подготовки студентов специальности 010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Т.П. Петухова, М.Ю. Нестеренко
Оренбургский государственный университет

Интенсивное развитие и ближайшая перспектива широкого распространения многоядерных архитектур и многопроцессорных систем с общей памятью обусловили на рынке труда потребность в специалистах, владеющих технологиями параллельного и архитектурно-зависимого программирования. Однако, проведенный анализ стандартов специальности 010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (квалификация: математик-программист) и сопряженных с нею специальностей показал, что содержанию обучения студентов параллельному программированию не уделяется достаточного внимания. Следует также отметить, что преподавание параллельного и архитектурно-зависимого программирования на сегодняшний день в малой степени ориентировано на решение задач в системах с общей памятью и недостаточно осваиваются инструменты разработки, оптимизации и отладки параллельных программ.

В связи с этим в ОГУ предпринята попытка обновления содержания IT-образования студентов специальности 010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем математического факультета за счет организации непрерывной подготовки в области параллельного программирования и его приложений в рамках существующего стандарта специальности. Данный процесс совершенствования IT-подготовки студентов разбит на два этапа:

  • пропедевтический этап - приобретение студентами базовых знаний, умений и навыков в области параллельного программирования за счет обновления содержания дисциплин, читаемых на младших курсах (1 – 5 семестры);
  • профессионально-ориентированный этап - использование обучающимися технологий параллельного программирования в прикладных задачах, т.е. обновление содержания дисциплин, изучаемых на старших курсах (6 – 8 семестры), и введение новых курсов по выбору студента (9 семестр).

Список дисциплин, содержание которых подлежит обновлению, приведен в следующей таблице:

Дисциплина

Семестр

Вид обновления

Самостоятельная работа студентов

1

Программирование

1,2

Реализация тем “Введение в распределенные вычисления”, “Программирование параллельных алгоритмов” с использованием средств автоматизированного распараллеливания

Курсовая работа, связанная с параллельным программированием (по выбору студента)

2

Операционные системы и оболочки

2,3

Добавление темы “Параллелизм в операционных системах, понятия потоков и нитей”, расширение раздела “Операционная система Unix”

Индивидуальные задания, связанные с операционной системой UNIX (по выбору студента)

3

Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных

3

Введение тем “Параллельная реализация алгоритмов”; “Выявление и исключение зависимостей в алгоритме”; “Параллельные алгоритмы сортировки”

Курсовая работа, связанная с созданием параллельных алгоритмов (по выбору студента)

4

Архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей

3,4

Включение тем: “Архитектура многоядерных процессоров”, “Проблемы масштабируемости”, “Основы архитектурно-зависимого программирования”, “Архитектура протоколов Grid”

Введение тем индивидуальных заданий, связанных с параллельными архитектурами

5

Параллельное программирование

5

Изменение содержания тем: “Основные принципы и парадигмы параллельного программирования”; “Параллельное программирование в системах с общей памятью”, “Классические задачи и алгоритмы параллельного программирования”, “Языки и библиотеки параллельного и высокопроизводительного программирования” в соответствии с современным состоянием IT-области

 

6

Численные методы

6

Использование параллельного программирования при реализации алгоритмов вычислительной математики

Индивидуальные задания, связанные с созданием параллельных алгоритмов реализации численных методов

7

NP-полные задачи

6

Введение темы “Методы организации параллельного перебора”

Расширение тем домашних заданий студентов

8

Системы искусственного интеллекта

7

Добавление раздела “Параллелизм в задачах искусственного интеллекта”

Добавление тем индивидуальных проектов, связанных с разработкой программ, оптимизированных под используемую архитектуру

9

Системы реального времени

8

Введение раздела “Параллелизм при разработке систем реального времени”

10

Компьютерное моделирование

8

Включение темы “Высокопроизводительные вычисления и библиотеки в компьютерном моделировании”

Курсовая работа, связанная с параллельным программированием (по выбору студента)

11

Параллельное программирование и криптография

9

Курс по выбору студента

Курсовая работа по дисциплине

Целью вводимого специального курса “Параллельное программирование и криптография” является углубление знаний о методах параллельного программирования и получение навыков параллельного программирования в системах с общей памятью при решении сложных прикладных задач на примере криптографических алгоритмов.

Опорной точкой методического обеспечения процесса совершенствования IT-подготовки математиков-программистов явился образовательный комплекс “Технологии параллельного программирования в системах с общей памятью”, разработанный Нестеренко М.Ю. (математический факультет ОГУ), Калининой А.П. (механико-математический факультет НГУ), Владовой А.Ю. (факультет информационных технологий ОГУ) в основном в рамках проекта “Виртуоз-2005”. Данный комплекс состоит из трех разделов:

  • Инструменты для разработки параллельных программ в системах с общей памятью
  • Методика разработки многопоточных программ в системах с общей памятью с применением инструментов в примерах и задачах
  • Оценка масштабируемости многопоточных программ в системах с общей памятью

и включает в себя учебное пособие, презентации к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы, описания лабораторных работ и совокупность исходных текстов программ, необходимых для выполнения лабораторных работ.

Образовательный комплекс “Технологии параллельного программирования в системах с общей памятью” частично был опробован на ВМК ННГУ (ноябрь-декабрь 2005г.) и на Зимней школе молодых ученых и специалистов по параллельному программированию – 2006, в которой авторы участвовали в качестве преподавателей.

Процесс совершенствования IT-образования будет сопровождаться переработкой рабочих программ дисциплин, приведенных в таблице, подготовкой избранных лекций и их мультимедийного сопровождения, разработкой тематики курсовых работ и индивидуальных проектов, изданием методических указаний к введенным лабораторным работам, а также обновлением методики преподавания отдельных дисциплин в связи с их ориентацией на параллельное программирование.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga