Принципы разработки государственного образовательного стандарта бакалавра по направлению 010400 - Информационные технологии
Проф. В.А. Сухомлин,
МГУ им. М.В. Ломоносова
Аннотация.
В докладе рассмотрены принципы разработки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения для направления 010400 - Информационные технологии (ИТ). Проект образовательного стандарта бакалавра ИТ разработан в соответствии с международными рекомендациями СС2005 и требований консорциума Career Space, что обеспечивает возможность интеграции российского ИТ-образования в международную образовательную систему и выход на международный рынок образовательных услуг.
Введение
В 2002 г. приказом по Министерству образования Российской Федерации было создано новое направление подготовки бакалавров и магистров “Информационные технологии” (ИТ), которое стало актуальной университетской дисциплиной, имеющей большое научное, практическое и образовательное значение [1, 2, 3]. Благодаря созданию данного образовательного направления классические и технические университеты получили возможность подготовки весьма востребованных в экономике ИТ-кадров на единой методологической основе и в широком диапазоне направлений ИТ, а также возможность выхода на международный рынок образовательных услуг в области ИТ-образования.
Присоединение России к Болонскому процессу сделало актуальной разработку образовательных стандартов высшего образования нового поколения, поддерживающих важнейшие инструменты и принципы Болонского процесса.
Разработка стандарта нового поколения для направления ИТ осуществлялась на основе анализа научно-методических основ и глобальных концепций развития информационных технологий (ИТ), анализа подхода организаций ACM и IEEE к консорциумной стандартизации программ учебных курсов (Computing Curricular 2005), анализа разработки консорциумом Career Space требований к образовательным программам ИТ-образования на принципах компетентностного подхода, исследованияя современного состояния и потребности в ИТ-кадрах отечественной ИТ-отрасли.
Опыт внедрения направления “Информационные технологии”
Учитывая острую потребность в высокопрофессиональных кадрах для индустрии, бизнеса, научных исследованиях в быстро развивающейся области ИТ, факультетом ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова разработан целостный системный подход к построению востребованной наукой и экономикой национальной системы ИТ-образования, охватывающий весь спектр основных видов образовательной деятельности, собственно, проекты государственных стандартов, процесс стандартизации, базовые поддерживающие процессы и механизмы [2].
Данный подход реализуется на практике, начиная с 2002 г.. Анализ опыта внедрения нового направления и, прежде всего, соответствующих стандартов бакалавра и магистра, показал, что представленные учебно-методические решения актуальны и обладают следующими достоинствами:
- Содержание минимального объема знаний по общепрофессиональному циклу, соответствует актуальным на данный момент рекомендациям международных профессиональных организаций АСМ и IEEE “Computing Curricular 2001”.
- Программа подготовки бакалавра предписывает серьезный уровень математической подготовки, что соответствует традициям российского университетского образования в фундаментальности математической подготовки.
- В программе бакалавра содержится достаточный объем занятий для специальных дисциплин и дисциплин по выбору (порядка 1100 часов), что позволяет реализовывать на его основе более углубленное профилирование по выбранным вузами поднаправлениям области ИТ.
- Подготовка бакалавров включает значительный объем занятий (500 часов) для практикумов, что обеспечивает возможность развития актуальных практических компетенций (умений и навыков).
- Магистерское обучение, имеющее большое значение для подготовки специалистов высшей квалификации, охватывает обширный спектр магистерских программ, характеризуется сбалансированностью образовательной и исследовательской компонент программы.
Однако образовательные стандарты для направления ИТ обладают и недостатками, а именно:
- Завышен объем часов (порядка 25%) по циклу ГСЭ (гуманитарные и социально-экономические дисциплины).
- Недостаточный объем региональной части программы (порядка 15% от общего объема программы), реализуемой по усмотрению самих университетов.
- Отсутствуют рекомендации для разработки практикумов.
- Не учтены рекомендации по применению инструментов Болонского процесса.
В целом анализ существующих стандартов бакалавра и магистра ИТ дает основания считать, что они актуальны по содержанию, и достаточно легко адаптируются для соответствия современным международным рекомендациям, новым требованиям к структуризации, применению в стандартах инструментов Болонского процесса.
Принципы разработки стандарта бакалавра ИТ
Проведенный выше анализ международных рекомендаций к образовательным стандартам подготовки кадров для ИТ-отрасли (ИКТ-отрасли), а также анализ текущих потребностей отечественной разрабатывающей ИТ-индустрии позволяет определить основные принципы создания соответствующих образовательных стандартов и стратегию их внедрения в практику.
Как показывают исследования, при разработке указанных стандартов оказывается возможным совместить рекомендации, исходящие как из подхода СС2005, так и подхода консорциума Career Space, используя сильные стороны каждого из этих подходов, и применяя при этом инструменты Болонского процесса.
В докладе рассмотрены основные аспекты, связанные с доработкой существующих стандартов бакалавра и магистра ИТ до уровня требований к стандартам 3-го поколения. При этом основные доработки касаются стандарта бакалавра, на примере которого далее и будет продемонстрирован предлагаемый подход.
Более детальный анализ показывает, что для такой доработки указанных стандартов необходимо выполнить следующее:
- разработать структуру и форму представления рассматриваемых образовательных стандартов, оптимальную для пользователей стандарта, прежде всего для работодателей, будущих студентов и их родителей, учащихся и преподавателей;
- разработать структуру общеобразовательной программы, характеризующуюся простотой и ясностью, согласующуюся с принятой в международных рекомендациях терминологией;
- разработать модель компетенций на основе рекомендаций международных организаций стандартизации в области ИТ-образования;
- разработать примерный учебный план с расчетом трудозатрат на основе кредитной системы оценки трудоемкости.
Одним из важных свойств образовательного стандарта является его простота построения и понятность для конечного пользователя.
Поэтому основными требованиями к выбору структуры и формы представления стандарта является ясное описание в стандарте следующих аспектов:
- общей характеристики направления подготовки,
- квалификационных характеристик выпускника,
- возможности продолжения образования и возможные сценарии карьеры,
- требований к уровню подготовки абитуриента,
- модели основной образовательной программы/модели объема знаний,
- ожидаемого результата обучения (приобретаемых компетенций),
- требований к итоговой государственной аттестации,
- ядра объема знаний (требований к минимально необходимому содержанию образовательной программы).
Ниже предложена структура представления стандарта бакалавра ИТ, которая удовлетворяет вышеуказанным неформальным требованиям. При этом описания деталей стандарта вынесены в приложения. Структура построения стандарта определена с помощью традиционной грамматической формы:
<Форма представления образовательного стандарта>::=
<Общая характеристика направления ИТ>
<Квалификационная характеристика выпускника и его сферы деятельности>
<Возможности продолжения образования и возможные сценарии карьеры>
<Требования к уровню подготовки абитуриента>
<Модель области профессиональных знаний>
<Общие требования к основной образовательной программе>
<Профессиональные целевые компетенции>
<Дополнительные компетенции>
<Требования к итоговой государственной аттестации>
<Приложение 1. Описание ядра профессиональных знаний>
<Приложение 2. Описание ядра научных знаний>
<Приложение 3. Профиль исходящих компетенций>
<Приложение 4. Примерный учебный план >
Синтаксические элементы этого определения по существу и являются разделами проектируемого стандарта.
Структура основной образовательной программы
Как отмечалось ранее, структура основной образовательной программы должна отвечать требованиям простоты, понятности, соответствия принятой в мировой образовательной системе и международных рекомендациях терминологии.
В частности, за основу такой классификации целесообразно принять подход, предлагаемый консорциумом Career Space, который формирует целостную платформу для разработки программ подготовки профессионалов по широкому спектру специализаций, актуальных для ИКТ-отрасли [].
Учитывая рекомендованную консорциумом модель программы и ее структуризацию, представляется целесообразным в образовательном стандарте использовать аналогичную структуру, характеризующуюся простотой и ясностью. Такая структура программы иллюстрируется с помощью таблицы 1.
Таблица 1. Структура общеобразовательной программы подготовки бакалавра ИТ
Индекс компоненты |
Наименование компонент программы |
Примерный объем части программы |
1 |
Научная подготовка |
30% |
1.1 |
- научное ядро |
|
1.2 |
- научное ядро профиля* |
|
1.3 |
- вузовский компонент |
|
2 |
Профессиональная базовая подготовка |
30% |
2.1 |
- профессиональное ядро |
|
2.2 |
- профессиональное ядро профиля* |
|
2.3 |
- вузовский компонент |
|
3 |
Развитие личностных и деловых качеств |
15% |
3.1 |
- федеральный компонент |
|
3.2 |
- вузовский компонент |
|
4 |
Профессиональная специальная подготовка |
10% |
4.1 |
- вузовский компонент |
|
4.2 |
- курсы по выбору |
|
5 |
Практическая работа |
7.5% |
5.1 |
- общие практикумы |
|
5.2 |
- специальные практикумы |
|
5.3 |
- производственная практика |
|
6 |
Итоговая государственная аттестация |
7.5% |
|
- Подготовка, защита выпускной квалификационной работы |
|
|
- сдача государственного экзамена |
|
|
Примечание: “*” помечены компоненты, которые имеют место в том случае, когда описание стандарта (основной образовательной программы) содержит описание более одного профиля специализации |
|
В приложении А представлена модель примерного учебного плана программы подготовки бакалавра ИТ (по базовому профилю - CS), разработанного в соответствии с предложенной выше структуризацией общеобразовательной программы.
Анализ примерного учебного плана показывает, что основные пропорции между частями программы, представленные в таблице 1, выдержаны. В частности, трудоемкости частей программы “Научная подготовка”, “Профессиональная базовая подготовка”, “Развитие личностных и деловых качеств” составляют соответственно 30%, 30% и 15%. от общей трудоемкости программы. Трудоемкости частей программы “Профессиональная специальная подготовка” (“Развитие системного мышления и знаний прикладных технологий”), “Практическая работа” и “Итоговая государственная аттестация” (с учетом того, что основную долю в последней части занимает подготовка и защита выпускной/ого работы/проекта) также практически соответствуют определенной в таблице пропорции.
Предложенная модель учебного плана для общеобразовательной программы подготовки бакалавра ИТ, в соответствии с рассматриваемым стандартом, обладает рядом достоинств:
- Во-первых, обеспечивается соответствие базовой профессиональной подготовки международным рекомендациям, так как содержание раздела “профессиональное ядро”, составляющего основу профессиональной базовой подготовки, включает содержание ядра объема знаний, определенного в документе СС2005/СС2001.
- Во-вторых, уровень содержания научной подготовки, прежде всего математической, существенно превосходит уровень подготовки, характерный для образовательных программ направления “Computing”. По существу предлагаемый данным стандартом объем математических знаний сравним с математикой, предлагаемой направлением “Прикладная математика и информатика” (примерно75-80% от объема второго направления). При этом объем математических знаний для направления “Информационные технологии” спроектирован с учетом непосредственных потребностей в математике области ИТ. В частности, центральную роль в математической подготовке бакалавров ИТ играют дискретная математика, математическая логика, теория алгоритмов, математическая статистика.
- В-третьих, предлагаемый учебный план может служить платформой для разработки на его основе программ профильной подготовки по различным направлениям специализации в области ИТ. Для этого он открывает возможность университетам определять следующие разделы общеобразовательной программы: “Профессиональное ядро профиля” в объеме 36 кредитов, “Профессиональная базовая подготовка, вузовский компонент” в объеме 18, “Профессиональная специальная подготовка” в объеме 22. Таким образом, вузам предоставляется значительная степень свободы (более 30% от общего объема программы) для реализации собственных подходов в подготовке бакалавров ИТ.
- В-четвертых, в стандарте и реализующем его плане определение минимально необходимого объема знаний (научного и профессионального ядра) дается на уровне областей и модулей знаний, а не на уровне дисциплин, что обеспечивает возможность для вузов осуществлять реализацию данного стандарта посредством различных стратегий покрытия обязательного содержания программы.
- В-пятых, в программу включен значительный объем практических занятий, включая проекты, (20 кредитов, в пересчете на часы – более 500 часов), что обеспечивает возможность развития актуальных практических компетенций (умений и навыков).
Анализ предложенного типового плана показывает также, что предложенный стандарт бакалавра обладает значительным резервом для создания на его основе многопрофильного варианта стандарта с архитектурой, подобной СС2005.
Выводы
В результате выполненной разработки определены квалификационные характеристики выпускников университетов по направлению ИТ, предложена компетентностная модель для бакалавриата данного направления, сформулированы принципы разработки образовательного стандарта подготовки бакалавра и магистра ИТ и подготовлен проект стандарта, на примере которого предложена форма представления стандартов ИТ-образования.
Проект образовательного стандарта бакалавра ИТ разработан в соответствии с международными рекомендациями СС2005, что обеспечивает возможность интеграции российского ИТ-образования в международную образовательную систему и выход на международный рынок образовательных услуг.
В отличие от зарубежных учебных программ данный стандарт предлагает более фундаментальный характер обучения, в частности более углубленную и целенаправленную математическую подготовку.
Литература
- Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. М: Горячая линия - Телеком, 2003, 457 с.
- Сухомлин В.А., Сухомлин В.В. Концепция нового образовательного направления// Открытые системы. 2003. №2. С. 31-34.
- Сухомлин В.А. “ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации”. М.: “Горячая линия - Телеком”, 2005, 176 с.
- Computing Curricula 2005. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
- Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
- Peter J. Denning. Great Principles of Computing. Сб. тр. Первой Международной научно-практической конф. “Современные информационные технологии и ИТ-образование” / Под ред. проф. В.А. Сухомлина. М.: МГУ, 2005.
- Толмачев И.Л., Самуйлов К.Е. К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ “ИТ” ПО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ. Сб. трудов Первой Международной научно-практической конференции “Современные информационных технологий и ИТ-технологии”. Под редакцией В.А. Сухомлина, МАКС ПРЕСС, М. 2005, с. 890.
- www.it-edu.ru
- http://2005.it-edu.ru
Приложение A
Примерный учебный план>
Таблица. Примерный учебный план бакалавра ИТ
Индекс компоненты |
Наименование компонент программы |
кредиты по уч. плану |
примерное распределение кредитов по семестрам |
|
|
|
|
С 1 |
Е 2 |
М 3 |
Е 4 |
С 5 |
Т 6 |
Р 7 |
Ы 8 |
форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Научная подготовка |
72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
научное ядро |
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 (1) |
Основы дискретной математики |
6 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (2) |
Математическая логика и теория алгоритмов |
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (3) |
Математический анализ I |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (4) |
Математический анализ II |
4 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (5) |
Кратные интегралы и ряды |
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (6-7) |
Алгебра и геометрия |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (8) |
Дифференциальные и разностные уравнения |
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
экз,зач |
1.1 (9) |
Методы оптимизации и исследование операций |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 (10) |
Вычислительная математика |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 (11) |
Теория вероятностей и математическая статистика |
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
1.2 |
научное ядро профиля |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 (1) |
Физика |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.2 (2) |
Неклассические логики |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
1.2 (3) |
Теория автоматов и формальных языков |
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
экз,зач |
1.2 (4) |
Теория конечных графов и ее приложения |
3 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
экз,зач |
1.2 (5) |
Моделирование информационных процессов |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
экз |
1.2 (6) |
Прикладные задачи теории вероятностей |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
экз |
1.3 |
вузовский компонент |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Профессиональная базовая подготовка |
72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
профессиональное ядро |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 (1,2) |
Основы программирования |
6 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
зач, экз |
2.1 (3) |
Алгоритмы и анализ сложности |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
экз,зач |
2.1 (4) |
Языки программирования |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
экз |
2.1 (5) |
Архитектура вычислительных систем |
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
экз,зач |
2.1 (6) |
Компьютерная графика |
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
экз,зач |
2.1 (7) |
Операционные системы |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
экз |
2.1 (8) |
Компьютерные сети |
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
экз |
2.1 (9) |
Технологии баз данных |
3 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
экз |
2.1 (10) |
Программная инженерия |
3 |
|
|
|
|
|
  |
|
|
экз, зач |
2.1 (11) |
Интеллектуальные системы |
3 |
|
|
|
|
|
|
  |
|
экз, зач |
2.1 (12) |
Социальные и этические вопросы ИТ |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Профессиональное ядро профиля |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 (1) |
Информационная безопасность |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 (2) |
профильные дисциплины |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 (3) |
профильные дисциплины |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 (4) |
профильные дисциплины |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 (5) |
профильные дисциплины |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 (6) |
профильные дисциплины |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
вузовский компонент |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Развитие личностных и деловых качеств |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 (1) |
Философия |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
экз |
3.1 (2) |
Иностранный язык |
16 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
экз,зач |
3.1 (3) |
История отечества |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
экз |
3.1 (4) |
Физическая культура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зач |
3.1 (5) |
Экономическая теория |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 (6) |
Менеджмент |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вузовский компонент |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Профессиональная специальная подготовка |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 (1-10) |
вузовский компонент |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2 |
курсы по выбору |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Практическая работа |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Базовые практикумы |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2 |
Специальные практикумы |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3 |
Производственная практика |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Итоговая государственная аттестация |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка, защита выпускной квалификационной работы. |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
Сдача государственного экзамена |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
ВСЕГО |
Объем теоретического и практического обучения вместе с экзаменационными сессиями |
240 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|