ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю.Ф.Тельнов (МЭСИ)
Рынок труда формирует потребность в специалистах в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкого профиля, которая в полной мере не покрывается выпускниками вузов. Существующие государственные образовательные стандарты по направлению подготовки специалистов в области ИКТ в целом соответствует потребностям подготовки специалистов данного профиля. Вместе с тем, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий вызывает необходимость внесения изменений как в содержание ГОСов, так и в формирование структуры типовых учебных планов. В частности высокая динамика инноваций в области ИКТ обусловливает с одной стороны усиление фундаментальности подготовки специалистов, а с другой стороны развитие принципов элективности курсов обучения в соответствии с региональными потребностями и личными предпочтениями обучающихся.
Анализ зарубежных учебных планов в области ИКТ показал большую профессиональную ориентацию подготовки специалистов. В учебных планах практически нет курсов, связанных с общекультурным развитием личности, но есть курсы, ориентированные на адаптацию человека в профессиональной среде, например, курсы психологии делового общения, умения работы в профессиональном коллективе и др.
Профессиональная подготовка разбивается на три составляющие: общепрофессиональные дисциплины для всех ИКТ-специальностей; специальные дисциплины, обязательные для конкретной специальности; элективные курсы специализаций. В принципе такая же структура подготовки специалистов по ИКТ характерна и для российских ГОСов и учебных планов.
Вместе с тем, учебные программы общепрофессиональных дисциплин разных ИКТ-специальностей построены не одинаково и с разной степенью детальности, что снижает требования к их фундаментальности. Содержание специальных дисциплин в силу сложности внесения изменений в существующие стандарты не всегда соответствует сегодняшнему состоянию информационно-коммуникационных технологий. Дисциплины специализаций также мало адаптируются к изменениям на рынке труда и не предоставляют должной свободы обучающимся в построении индивидуальной траектории обучения.
Перечисленные соображения вызывают необходимость проведения серьезной работы по изменению существующих государственных образовательных стандартов, как на содержательном, так и на организационном уровнях. В части содержательных аспектов ГОСов, прежде всего, требуется уточнение компетентностных характеристик профиля подготовки специалистов по ИКТ, которые откорректируют и содержание разделов специальных дисциплин.
С точки зрения организации построения учебных планов имело бы смысл сократить общее число дисциплин до 20-30, которые были бы нацелены на более глубокое освоение специальности. Для обеспечения большей гибкости построения учебных планов имело бы смысл сократить федеральную компоненту обучения до 40-50 %, предоставив вузам право формирования дисциплин с учетом особенностей рынка труда в конкретном регионе.
Государственные образовательные стандарты третьего поколения должны в большей части соответствовать международным стандартам в области ИКТ образования, в частности основным требованиям Computing Curricula 2005. Причем базовые модули общепрофессиональных дисциплин должны совпадать по всем направлениям и специальностям в области ИКТ [6].
Среди профессий, связанных с ИКТ, наиболее востребованными являются профессии, нацеленные на системный анализ предметной области, проектирование информационных систем, проектный и информационный менеджмент. Подготовка профессионалов по проектированию, внедрению и сопровождению информационных систем ведется в частности и по направлению “Прикладная информатика”.
Подготовку специалистов в области информационных систем представляется целесообразным усилить обучение студентов в части:
- широты подготовки специалистов в области знания предметных областей (экономика, менеджмент, юриспруденция и др.);
- способности работы специалистов на различных стадиях жизненного цикла создания и эксплуатации информационной системы;
- способности работы специалистов, как в организациях, разрабатывающих информационные технологии, так и в организациях, внедряющих и эксплуатирующих ИКТ.
Большое значение в подготовке специалистов по ИКТ специальностям должны сыграть современные инновационные технологии, прежде всего, на базе средств e-Learning, которые призваны повысить адаптивность учебных программ к современным требованиям экономического развития.
Перечисленные предложения открывают дорогу, с одной стороны, более углубленной фундаментальной подготовке специалистов по ИКТ технологиям, а, с другой стороны, повышению их адаптивности к реальным условиям трудовой деятельности.
Литература
- Сухомлин В.А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. – М.: Горячая линия-Телеком, 2005. – 175 с.
- Тельнов Ю.Ф. Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению “Прикладная информатика” / Сборник научных трудов Научно-методической конференции “Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению “Прикладная информатика” на основе инновационных технологий и e-Learning”. – М.: МЭСИ, 2005.
- ACM K-12 Task Force Curriculum Committee. A Model Curriculum for K-12 Computer Science. ACM Press, 2004. ( http://csta.acm.org/Curriculum/sub/k12final1022.pdf)
- ACM/AIS/AITP Joint Task Force on Information Systems Curricula. IS2002 Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems, Association for Computing Machinery, Association for Information Systems, and Association for Information Technology Professionals, 2002. (http://www.acm.org/education/curricula.html or http://www.computer.org/curriculum)
- IEEE/ACM Joint Task Force on Computing Curricula. Software Engineering 2004, Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering, IEEE Computer Society Press and ACM Press, August 2004. (http://www.computer.org/curriculum or http://www.acm.org/education/curricula.html)
- The Overview Report covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering. A volume of the Computing Curricula Series. Computing Curricula 2005.
|