home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского
1C

SAP
Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Образовательный проект “СПУТНИК” как пример реализации концепции “студент – партнер преподавателя”

Цытович Павел Леонидович
Южно-Уральский Государственный университет
г. Челябинск

E-mail:pavel@comp.susu.ac.ru

Аннотация: В статье рассматривается концепция “студент – партнер преподавателя”, цель которой – повысить качество высшего образования, а также обеспечить подготовку будущих преподавательских кадров из числа талантливых и способных к преподавательской деятельности студентов. Показаны реальные практические достижения образовательного проекта “СПУТНИК”, в рамках которого осуществляется предлагаемая концепция.

Развитие ИТ-индустрии ставит перед высшей школой множество новых, порой очень важных задач и проблем, представленных на рис 1.

Рис 1. Проблемы образовательного процесса для ИТ-специальностей

Одной из главных проблем является возрастающая сложность информационных технологий, и как следствие, запаздывание университетских дисциплин, а также их несоответствие требованиям рынка. Кроме того, актуальной проблемой по-прежнему остается нехватка преподавательских кадров, обусловленная старением преподавательского состава, а также объективно большая нагрузка на преподавателя, работающим с большой группой студентов, что значительно снижает эффективность работы.

В рамках существующих стандартных процедур разработки новых дисциплин невозможно идти в ногу со временем, так как отсутствие динамизма не позволяет гибко модернизировать существующие дисциплины, а тем более оперативно создавать новые. Прежде всего, такая процедура требует утверждение программы курса, прохождение различных методических комиссий, которые, к сожалению, в большинстве случаев являются некомпетентными, как с точки зрения требований рынка, так и с точки зрения знания информационных технологий вообще.

Нехватка преподавательских кадров обусловлена скорее экономическими и политическими причинами, чем нежеланием молодежи преподавать. Очень низкий уровень зарплаты и низкий социальный статус заставляет уходить в бизнес или в государственные структуры, не связанные с обучением, талантливых студентов, которые, на самом деле, обладают большим потенциалом, именно в преподавательской деятельности. Кроме того, к молодому преподавателю предъявляются высокие требования, он вынужден заниматься рутиной, а на собственное творчество не остается ни сил, ни времени.

Возрастающая же нагрузка на преподавателя, обусловленная необдуманным сокращением штатов и укрупнением студенческих групп, также не способствует повышению эффективности его работы, и не стимулирует его творческую деятельность.

Таким образом, мы видим противоречие, между требованиями рынка и развитием ИТ-технологий и описанной выше ситуацией, которая характерна для большинства нестоличных высших учебных заведений.

Возникает закономерный вопрос – хотим ли мы решать поставленные проблемы или нет? К сожалению, большинство кафедр отнюдь не готовы, более того, с учетом коммерциализации образования все меньше и меньше внимания обращается на качество учебного процесса. А если и обращается, то под качеством понимается наличие учебных планов, документов и прочих бумаг…

Если же мы отвечаем на этот вопрос – “да”, то сразу возникает другой вопрос – “Как?”. Использовать традиционные методики невозможно, так как они показали свою несостоятельность в современных условиях. Но ведь рядом с нами находятся люди, обладающие огромным потенциалом, которые легко ориентируются в современном мире ИТ-технологий, и которые способны помочь нам в решении наболевших вопросов – это наши собственные студенты!

Традиционно, именно на третьем курсе студенты начинают совместную работу с преподавателями в рамках научно-исследовательских проектов. Именно среди таких студентов можно найти ребят, обладающих преподавательским и научно-исследовательским потенциалом.

Однако воспитание будущего преподавателя не может и не должно идти только в рамках совместной научно-исследовательской работы. Этот сложный процесс является многогранным, и заключается именно в комплексной методике, цель которой - в создании условий, когда потенциальные преподаватели могут проявить себя.

По нашему мнению, основа, как повышения качества высшего образования, так и подготовки будущих преподавателей заключается в концепции “студент – партнер преподавателя”. Суть предлагаемой концепции состоит в построении команды, объединенной общими интересами студентов и преподавателей, которые заключаются в повышении качества высшего образования. Речь идет, именно о команде, а не простом коллективе, созданным под конкретный проект. Общность интересов, желание творчества – это достаточное условие существования команды единомышленников. Необходимым же условием существования такой команды, является равенство ее членов и возможность свободно высказывать свою точку зрения по любым вопросам, включая критическую оценку методики и стиля преподавания той или иной дисциплины.

Термин “студент – партнер преподавателя” в чем-то перекликается с аналогичным термином “студент-партнер” из академической программы Microsoft., однако, в предлагаемой концепции, его суть расширяется, выходит за привычные рамки простого сотрудничества. В нашем понимании – “студент – партнер преподавателя” получает возможность своего творческого развития за счет получения практически аналогичных возможностей как у преподавателя, кроме как, пожалуй, выставления экзаменационной оценки. Мы считаем, что “студент – партнер преподавателя” может консультировать своих коллег-студентов по изучаемым дисциплинам, он уже может читать лекции по факультативным дисциплинам. Но самое главное и ценное, что у “студента – партнера преподавателя” формируется свое видение, как бы он хотел, чтобы ему преподавали ту или иную дисциплину. Он может оценить ее актуальность и востребованность в будущей деятельности.

Практическая сложность реализации предлагаемой концепции подготовки будущих преподавателей состоит не в “политических” трудностях, когда для многих преподавателей, студент не может быть равным себе, а в том, что очень сложно среди большой группы студентов выделить тех, нескольких человек, которые обладают преподавательским потенциалом. Это можно сделать, только в результате определенного отбора, основанного как на психологических свойствах личности, так и на основе проявленной студентом активности за время обучения. При этом, отбирая студентов на роль партнеров, важно правильно подобрать именно команду единомышленников, в которой не будет конкуренции, соревнования, так как нужно создать условия, когда каждый из “студентов – партнеров преподавателя” может творчески раскрыться.

Для реализации предлагаемой концепции автором статьи, начиная с сентября 2005 года, запущен образовательный проект “СПУТНИК”, который проводится на базе центра научных исследований и перспективных разработок в области информационных технологий ITEM® Южно-Уральского государственного университета.

Проект состоит из нескольких фаз, представленных на рис 2.

Рис 2. Фазы образовательного проекта “Спутник”

Из рисунка видно, что все фазы проекта, в той или иной степени идут параллельно. Вполне логично, что становление команды – это длительный процесс, который не решить за одну-две недели проекта, на это может уйти достаточно много времени. Для этого нужен комплекс мер, направленных на создание условий для развития команды. Наиболее логичной моделью построения команды явилась модель, применяемая в современных ИТ-компаниях, когда в команде нет иерархии, а построение команды не ограничивается только производственными совещаниями, а поддерживается на протяжении всего времени, например, за счет проведения, так называемых, team buildingов и online-общения. Достижением цели построения команды можно считать момент, когда она начинает свое существование самостоятельно без внешней поддержки, объединенной общей целью и (или) интересами.

Важным аспектом образовательного проекта является фаза – “методическая подготовка”, которая представляет собой методические семинары, направленные на обмен опытом преподавания путем обсуждения методики преподавания той или иной дисциплины, необходимой или вызывающей интерес у студентов. При такой постановке вопроса, как уже было сказано ранее, важно создать условия свободной критики уже существующей методики преподавания, а также возможности выработки некоторого единого мнения из отдельных мнений каждого члена команды. Именно в методической фазе образовательного проекта “СПУТНИК” получены первые значимые результаты, о которых будет рассказано далее.

Искусство преподавания заключается не только в чтении лекций и разработке той или иной методики, но и в умении объяснить материал обучаемому. Понятно, что объяснение материала не есть просто ответ на вопрос студента. Более того, объяснение очень сильно отличается от простого ответа на вопрос, когда ставится цель - выработка определенного навыка или умения, а не просто передача информации.

С этой целью в рамках образовательного проекта спутник планируется проведения трех типов методических тренингов, представленных на рис 3.

Рис 3. Виды методических тренингов образовательного проекта “СПУТНИК”

  • Тренинг для начинающих – тренинг проводится непосредственно в команде проекта, при этом преподаватели-тренеры играют роль студентов, пришедших с вопросами на консультацию к преподавателям, роль которых играют студенты – участники образовательного проекта
  • Онлайновый тренинг – проводится с помощью ICQ и (или) электронной почты по схеме аналогичной тренингу для начинающих. Задача этого тренинга состоит в выработке навыка объяснения материала и ответа на поставленные вопросы при отсутствии непосредственного контакта с человеком, задающим вопрос.
  • “Прямой эфир” – тренинг проводится непосредственно в группе студентов младших курсов, когда они задают участникам образовательного проекта “СПУТНИК” вопросы и получают ответы на них.

К настоящему моменту проведен один тренинг для начинающих, который показал полезность данного мероприятия, так как участники образовательного проекта “СПУТНИК” почувствовали себя в роли преподавателей и получили первые навыки ответов с объяснением материала.

Будущий преподаватель должен владеть не только методическими приемами, но, и, пожалуй, самое главное, обладать достаточной компетентностью. Не секрет, что большинство университетских дисциплин рассматривают лишь небольшую часть того материала, который необходимо знать, чтобы уметь ответить на тот или иной сложный вопрос или чтобы самому читать пробные лекции по той или иной дисциплине. Кроме того, большой проблемой представляется установление межпредметных связей между изучаемыми дисциплинами. Поэтому фаза образовательной подготовки в рамках проекта “СПУТНИК” призвана, не только расширить кругозор команды, в рамках дисциплин цикла software Engineering, но и выстроить знания студентов в некоторую систему.

Преподавательская деятельность – это завершающая фаза образовательного проекта “СПУТНИК”. Она предполагает, что члены команды на равных работают с младшими курсами, а именно, проводят как обычные, так и онлайновые консультации, читают лекции по факультативному курсу, который разработан в рамках проекта, читают пробные лекции по уже ранее прослушанными ими дисциплинам.

Таким образом, указанная концепция образовательного проекта “СПУТНИК” предполагает широкий спектр подготовки будущего преподавателя. Однако все это и осталось бы красивой мечтой, если бы не реальные практические результаты, уже полученные в рамках этого образовательного проекта.

Первым практическим результатом работы образовательного проекта “СПУТНИК” стала новая методика проведения практических занятий по “Программированию на языке С++”. С этой целью, автором статьи было инициировано обсуждение в команде недостатков в методике преподавания данного курса, для выработки некоторого общего взгляда на то, каким образом следует изучать этот язык. В результате обсуждения были получены следующие точки зрения:

  • программа более всего понятна, когда пишешь ее сам;
  • программа более всего понятна, когда разбираешься по исходным текстам;
  • важно, чтобы задачи, решаемые на занятии, были интересными и имели прикладное значение;
  • в тексте программы можно допускать преднамеренные ошибки;
  • задачи не должны быть простыми и не должны быть очень сложными;
  • для сильных студентов имеет смысл предлагать трудные задачи.

Итогом совместного обсуждения стала следующая методика проведения практических занятий по С++:

  • Студентам предлагается за все время одного практического занятия три задачи.
  • Первая задача обязательно должна содержать подробный алгоритм, или его графическую иллюстрацию, если алгоритм общеизвестный. Студентам выдается решение первой задачи в виде исходного кода на языке С++, однако в этом исходном тексте должны содержаться ошибки, которые должны найти студенты. Причем ошибки должны быть не алгоритмического плана, а связанные с неправильным использованием конструкций языка С++.
  • Вторая задача также содержит алгоритм, однако, он не такой подробный. Кроме того, в постановке задачи необходимо четко указать какие функции языка С++ или его особенности может (должен) использовать студент. При этом использование готового решения или создание собственного зависит от желания самих студентов. При использовании же готового решения, студентам по-прежнему следует найти ошибку в исходном коде.
  • Третья задача, вообще не содержит описательной части и предполагает самостоятельное решение за оставшееся от практического занятия время. Эта же задача может быть решена студентами факультативно, вне практического занятия, если невозможно за это время получить решение.

В соответствии с методикой выработанной командой образовательного проекта “СПУТНИК” автором статьи было проведено три практических занятия. Необходимо отметить заинтересованность групп, в которых были проведены эти занятия. Если раньше интерес поднимался искусственно за счет персонального рейтинга студента [1], то сейчас ребята самостоятельно исследовали исходный код первой задачи в поисках намеренно заложенных ошибок в первой задаче, вторую же задачу часть решала самостоятельно, а 1/3 группы попросила готовое решение, чтобы изучать язык С++ по готовому исходному коду путем поиска ошибок. Третья задача, которой была отведена роль факультативной, пользовалась неизменным успехом у сильных студентов, которые самостоятельно изучают язык программирования С++ или имеют опыт работы на нем.

Для получения обратной связи на занятии присутствовал один человек из команды образовательного проекта “СПУТНИК”, а затем на семинарах по вопросам преподавания рассказывал о своих впечатлениях, что позволило констатировать успешность методики, по сути, выработанной студентами для студентов.

Вторым практическим результатом образовательного проекта “СПУТНИК” можно считать начатую разработку факультативного курса по тестированию программного обеспечения в рамках цикла Software Engineering. Методика разработки данного курса в чем-то схожа с методикой, которая использовалась на проекте “Виртуоз”, который проводился корпорацией Intel® на базе Нижегородского государственного университета в 2004 году. Однако в методику было внесено дополнение, основанное на спиральной модели разработки программного обеспечения [2] (рис 4)

Рис 4. Спиральная модель процесса разработки факультативного курса образовательного проекта “СПУТНИК”

В рамках представленной модели все участники образовательного проекта на первом витке спирали ознакомились с предметной областью тестирования программного обеспечения, выбрали себе раздел тестирования, подготовили и прочитали пробные лекции, а также разработали и провели лабораторные работы по своим разделам. В настоящее время завершается первая итерация, итогом которой станет программа курса по тестированию программного обеспечения.

На последующих витках спирали участники образовательного проекта “СПУТНИК” на основе первой версии своих образовательных модулей, будут расширять их. В частности планируется, что по каждому виду тестирования будет приведен теоретический аппарат, который позволит глубже понять смысл того или иного вида тестирования, а также разобраться в методике разработке тестов различных видов. Таким образом, постепенно наращивая информационно-методическую часть модулей, читая пробные лекции и получая обратную связь, участники проекта “СПУТНИК” имеют возможность оперативно корректировать свои модули, и получать навыки чтения лекций.

Третьим результатом образовательного проекта “СПУТНИК”, и, пожалуй, самым важным, можно считать создание полноценной команды, объединенной общими интересами. Прежде всего, это выразилось в том, что сами участники проекта создали портал http://www.sputnik.susu.ru, на котором теперь происходит обсуждение всего спектра вопросов хода образовательного проекта “СПУТНИК”.

В настоящий момент на портале присутствуют только закрытые ветви форума, однако при переходе к фазе преподавательской деятельности предполагается создание публичных форумов, например, для онлайновых консультаций.

Более того, ребята подготовили анкету, в которой попытались сами проанализировать ход проекта. Вот что получилось в итоге (стиль вопросов анкеты сохранен):

  • Оценка деятельности: 4,6 из 5
  • Основное направление деятельности: 3 голоса за преподавательское направление развития проекта, 2 за научно-исследовательское, 2 за общеразвивающее
  • По частоте заседаний проекта пятеро высказались за то, чтобы оставить количество встреч на прежнем уровне, двое высказались за небольшое увеличение. Сейчас встречи проходят два раза в неделю – “семинар по вопросам преподавания” и “учебное занятие”

Анализируя итоги опроса, можно сказать, что ребят пугает его преподавательская направленность, а именно, одни боятся сами придумывать теорию для факультативного курса, а другие считают что “курс без теории” это не курс, что вполне обосновано и правильно. Однако разработка теоретического материала того или иного модуля к факультативному курсу потребует небольшого исследования в области тестирования программного обеспечения, поэтому автоматически будет учтено и второе направление. Что касается общеразвивающего направления, то преподавательская и научно-исследовательская деятельность уже заключают в себе общеразвивающие аспекты.

Подводя итог и анализируя текущее состояние образовательного проекта “СПУТНИК” можно сделать следующие выводы:

  • концепция “студент – партнер преподавателя” позволяет повысить качество высшего образования за счет построения способа взаимодействия между студентом и преподавателям, основанным на партнерстве и равноправии;
  • образовательный проект “СПУТНИК” состоит из нескольких параллельных фаз: “становление команды”, “методическая подготовка”, “образовательная подготовка”, цель которых состоит в построении равноправных отношений между студентами и преподавателями в разных аспектах образовательного процесса;
  • практическими результатами на данный момент образовательного проекта “СПУТНИК” является изменение методики проведения практических занятий по курсу “Программирование на языке С++” и разработка факультативного курса по тестированию программного обеспечения;
  • возможно, не все из участников проекта станут преподавателями, но полученные навыки будут способствовать их профессиональному росту. И тогда, еще одну задачу образовательного проекта “СПУТНИК”, а именно, повышение качества образования, можно считать выполненной.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Цытович П.Л. Организация и принципы проведения тестирования по дисциплинам цикла “Информационные технологии”. Материалы XX международной научно-практической конференции “Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития”. – Челябинск, 2003.
  2. Брауде Э. Технология разработки программного обеспечения. - СПб.: Питер,2004-655 с.: ил.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga