Подготовка бакалавров по направлению IT на базе CCУЗа в модели непрерывного многоуровневого образования
Валишев А.И.,
к.ф.-м.н., доцент,
директор Высшего колледжа информатики НГУ
В докладе приводятся особенности среднего профессионального образования (СПО) в России.
Указывается, что в России 26% занятого населения являются специалистами со средним профессиональным образованием. В отдельных отраслях (за исключением сферы науки, образования, финансов и управления) доля специалистов с СПО составляет от 28% до 45% , что в 1,5 – 2 раза выше численности специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО). Важна социальная функция учебных заведений СПО. Они распределены практически равномерно по территории России и сосредоточены в малых городах, поселках городского типа, крупных сельских муниципальных пунктах. Около двух третей учащихся СПО – молодые люди из малообеспеченных семей. Подготовка специалистов производится по 260 специальностям, из которых около половины (45%) не имеют продолжения на уровне высшего профессионального образования (ВПО).
Существенная особенность всей существующей до настоящего времени системы СПО в подготовке практикоориентированных специалистов, которые привлекаются на особо сложных рабочих профессиях, а также инженерно – техническими работниками производств.
Рассматриваются особенности непрерывного многоуровневого образования, осуществляемого в университетском комплексе НГУ – ВКИ НГУ.
Университетский комплекс, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.09.2001 № 676, объединяет образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Так, в частности Новосибирский государственный университет является в терминах названного Постановления университетским комплексом, в состав которого входят Специализированный учебно – научный центр НГУ (СУНЦ – бывшая ФМШ), реализующий программы среднего общего (полного) образования, Высший колледж информатики НГУ (ВКИ), реализующий программы общего среднего (полного) и среднего профессионального образования.
ВКИ НГУ был организован как структурное подразделение НГУ в 1991г. С момента организации Колледжа на объединенной учебной базе ВКИ НГУ, НГУ реализуется система многоуровневого профессионального образования по направлению информатики и вычислительной техники. Ее суть, согласно представлениям научно – образовательного сообщества НГУ, состоит в раннем включении молодых людей в профессиональную среду по направлению IT, создании условий получения актуального образования в университетском комплексе НГУ по модели «школа – колледж - ВУЗ». К настоящему времени система обеспечена как нормативной документацией, так и методически, получила общественное признание. Как показывают обзоры, подобные схемы применяются достаточно широко в университетских комплексах России. При создании некоторых комплексов использован опыт НГУ.
Положительными особенностями применяемой в ВКИ НГУ многоуровневой непрерывной системы является углубленное изучение дисциплин IT из блока общепрофессиональных и специальных профессиональных стандарта СПО. Основой достижений в этом направлении являются: сотрудничество с представителями сибирской школы программирования, многообразная и развитая среда предварительной подготовки молодых людей по информатике и программированию, эффективный учебный процесс, основанный на системе учебно – профессиональных проектов.
Колледж с недавнего времени поддерживает профильное обучение в территориально близких базовых школах. Суть этого альянса состоит в обучении в профильных классах по согласованным с ВКИ НГУ программам естественно – научного цикла дисциплин – математике, физике, информатике. Следует отметить, что курс информатики для школьников базовых школ ведется и преподавателями и на базе Колледжа. В дальнейшем выпускники профильных классов в значительном числе поступают в ВКИ НГУ и составляют основу олимпиадных команд по информатике.
В связи с прогнозируемым резким повышением спроса на IT специалистов в Сибирском федеральном округе, связанным со строительством Технопарка в Академгородке, Особой экономической зоны в Томске, и др. Проектами, а также постоянным наличием вакансий в институтах СО РАН, требуются существенная переработка, реализуемой модели подготовки IT- специалистов в НГУ. Анализ рынка труда показывает, что существует потребность в специалистах IT двух типов: с одной стороны в специалистах, способных создавать новые программные продукты и вести исследовательскую работу, с другой стороны специалистах, ориентированных на практическое применение программных средств и менеджмент в сфере индустрии IT.
С точки зрения университетского комплекса НГУ актуализирована необходимость в совершенствовании многоуровневой системы подготовки IT-специалистов, создании образовательной структуры для поддержки горизонтальной и вертикальной мобильности, выбору и реализации индивидуальной образовательной траектории в интегрированной среде ВКИ НГУ – НГУ - СО РАН – Технопарк. Названные цели наиболее просто могут быть достигнуты в условиях организации учебного процесса на основе компетентностного и модульного принципа.
Из приведенных начальных условий следует, что одно из структурных изменений состоит в создании образовательной вертикали, с дополнением СПО в ВКИ НГУ бакалавриатом по двум направлением подготовки: программисты-исследователи (с возможным последующим обучением в магистратуре ФИТ НГУ и магистратурах других ВУЗ(ов)) и бакалавры IT, ориентированные на практическую работу в компаниях Технопарка с акцентом на управление инновационными проектами, в том числе менеджментом при разработке программных систем.
Основаниями для подобного предложения служат следующие аргументы. Во – первых, результаты защит дипломных работ студентов ВКИ НГУ. Государственные аттестационные комиссии в течение последних лет считают, что около трети дипломных работ студентов Колледжа ежегодно соответствуют уровню работ бакалавров. Во – вторых, свыше половины дипломных работ рекомендуется к публикации, существенная доля работ внедрена в практических приложениях. В - третьих, в Колледж привлекается квалифицированный преподавательский состав – как преподаватели НГУ, так и научные сотрудники СО РАН. В колледже создана достаточно современная материальная база, компьютерные классы, высокоскоростная локальная сеть с выходом в ИНТЕНЕТ по оптоволоконной линии с пропускной способностью 1 Гб/с. Ведется интенсивная конкурсная олимпиадная по информатике и программированию работа, что также положительно сказывается на квалификации выпускников.
Для исполнения названных проектных решений потребуется:
- на первом этапе - создание и существенное изменение, учебных планов, образовательных программ профильного среднего профессионального образования, выработка предложений по модернизации Государственного образовательного стандарта;
- на втором этапе - подготовка интегрированных программ бакалавриата и ГОС на основе принципов обучения основанного на компетенциях, преемственности, непрерывности, модульности с учетом потребностей в специалистах IT двух типов;
- на третьем этапе – создание организационной формы реализации гибких образовательных траекторий в университетском комплексе НГУ.
Подобный подход может быть применен в рамках ряда университетских комплексов, имеющих компоненту СПО.
Достоинства приведенной схемы состоят в:
- повышении привлекательности учебных заведений СПО;
- гладком сопряжении программ СПО и бакалавриата в рамках одного учебного заведения;
- снижении потерь времени при переходе по окончании уровня СПО в одном учебном заведении на уровень ВПО в другом заведении (как правило, подобный переход происходит на начальные курсы учебного заведения ВПО).
В конечном итоге, внедрение подобной схемы приведет к снижению совокупных затрат на образование для каждого обучающегося и отрасли образования в целом.
Недостатком обсуждаемой схемы является изменение вида учебного заведения СПО, по – существу, превращение его в высшее профессиональное учебное заведение (ВПУЗ). Такое преобразование помимо документальных сложностей, сопряжено, возможно, с негативным отношением со стороны работников высшей школы.
Вся система образования ныне вступила на склон «демографической ямы». Поэтому реализация гибких образовательных траекторий позволит более эффективно готовить специалистов, более бережно относиться к каждому обучающемуся и повысить темпы подготовки для удовлетворения потребностей работодателей.
|