home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского
1C

SAP
Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Подготовка бакалавров по направлению IT на базе CCУЗа в модели непрерывного многоуровневого образования

Валишев А.И.,
к.ф.-м.н., доцент,
директор Высшего колледжа информатики НГУ

В докладе приводятся особенности среднего профессионального образования (СПО) в России.

Указывается, что в России 26% занятого населения являются специалистами со средним профессиональным образованием. В отдельных отраслях (за исключением сферы науки, образования, финансов и управления) доля специалистов с СПО составляет от 28% до 45% , что в 1,5 – 2 раза выше численности специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО). Важна социальная функция учебных заведений СПО. Они распределены практически равномерно по территории России и сосредоточены в малых городах, поселках городского типа, крупных сельских муниципальных пунктах. Около двух третей учащихся СПО – молодые люди из малообеспеченных семей. Подготовка специалистов производится по 260 специальностям, из которых около половины (45%) не имеют продолжения на уровне высшего профессионального образования (ВПО).

Существенная особенность всей существующей до настоящего времени системы СПО в подготовке практикоориентированных специалистов, которые привлекаются на особо сложных рабочих профессиях, а также инженерно – техническими работниками производств.

Рассматриваются особенности непрерывного многоуровневого образования, осуществляемого в университетском комплексе НГУ – ВКИ НГУ.

Университетский комплекс, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.09.2001 № 676, объединяет образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Так, в частности Новосибирский государственный университет является в терминах названного Постановления университетским комплексом, в состав которого входят Специализированный учебно – научный центр НГУ (СУНЦ – бывшая ФМШ), реализующий программы среднего общего (полного) образования, Высший колледж информатики НГУ (ВКИ), реализующий программы общего среднего (полного) и среднего профессионального образования.

ВКИ НГУ был организован как структурное подразделение НГУ в 1991г. С момента организации Колледжа на объединенной учебной базе ВКИ НГУ, НГУ реализуется система многоуровневого профессионального образования по направлению информатики и вычислительной техники. Ее суть, согласно представлениям научно – образовательного сообщества НГУ, состоит в раннем включении молодых людей в профессиональную среду по направлению IT, создании условий получения актуального образования в университетском комплексе НГУ по модели «школа – колледж - ВУЗ». К настоящему времени система обеспечена как нормативной документацией, так и методически, получила общественное признание. Как показывают обзоры, подобные схемы применяются достаточно широко в университетских комплексах России. При создании некоторых комплексов использован опыт НГУ.

Положительными особенностями применяемой в ВКИ НГУ многоуровневой непрерывной системы является углубленное изучение дисциплин IT из блока общепрофессиональных и специальных профессиональных стандарта СПО. Основой достижений в этом направлении являются: сотрудничество с представителями сибирской школы программирования, многообразная и развитая среда предварительной подготовки молодых людей по информатике и программированию, эффективный учебный процесс, основанный на системе учебно – профессиональных проектов.

Колледж с недавнего времени поддерживает профильное обучение в территориально близких базовых школах. Суть этого альянса состоит в обучении в профильных классах по согласованным с ВКИ НГУ программам естественно – научного цикла дисциплин – математике, физике, информатике. Следует отметить, что курс информатики для школьников базовых школ ведется и преподавателями и на базе Колледжа. В дальнейшем выпускники профильных классов в значительном числе поступают в ВКИ НГУ и составляют основу олимпиадных команд по информатике.

В связи с прогнозируемым резким повышением спроса на IT специалистов в Сибирском федеральном округе, связанным со строительством Технопарка в Академгородке, Особой экономической зоны в Томске, и др. Проектами, а также постоянным наличием вакансий в институтах СО РАН, требуются существенная переработка, реализуемой модели подготовки IT- специалистов в НГУ. Анализ рынка труда показывает, что существует потребность в специалистах IT двух типов: с одной стороны в специалистах, способных создавать новые программные продукты и вести исследовательскую работу, с другой стороны специалистах, ориентированных на практическое применение программных средств и менеджмент в сфере индустрии IT.

С точки зрения университетского комплекса НГУ актуализирована необходимость в совершенствовании многоуровневой системы подготовки IT-специалистов, создании образовательной структуры для поддержки горизонтальной и вертикальной мобильности, выбору и реализации индивидуальной образовательной траектории в интегрированной среде ВКИ НГУ – НГУ - СО РАН – Технопарк. Названные цели наиболее просто могут быть достигнуты в условиях организации учебного процесса на основе компетентностного и модульного принципа.

Из приведенных начальных условий следует, что одно из структурных изменений состоит в создании образовательной вертикали, с дополнением СПО в ВКИ НГУ бакалавриатом по двум направлением подготовки: программисты-исследователи (с возможным последующим обучением в магистратуре ФИТ НГУ и магистратурах других ВУЗ(ов)) и бакалавры IT, ориентированные на практическую работу в компаниях Технопарка с акцентом на управление инновационными проектами, в том числе менеджментом при разработке программных систем.

Основаниями для подобного предложения служат следующие аргументы. Во – первых, результаты защит дипломных работ студентов ВКИ НГУ. Государственные аттестационные комиссии в течение последних лет считают, что около трети дипломных работ студентов Колледжа ежегодно соответствуют уровню работ бакалавров. Во – вторых, свыше половины дипломных работ рекомендуется к публикации, существенная доля работ внедрена в практических приложениях. В - третьих, в Колледж привлекается квалифицированный преподавательский состав – как преподаватели НГУ, так и научные сотрудники СО РАН. В колледже создана достаточно современная материальная база, компьютерные классы, высокоскоростная локальная сеть с выходом в ИНТЕНЕТ по оптоволоконной линии с пропускной способностью 1 Гб/с. Ведется интенсивная конкурсная олимпиадная по информатике и программированию работа, что также положительно сказывается на квалификации выпускников.

Для исполнения названных проектных решений потребуется:

  • на первом этапе - создание и существенное изменение, учебных планов, образовательных программ профильного среднего профессионального образования, выработка предложений по модернизации Государственного образовательного стандарта;
  • на втором этапе - подготовка интегрированных программ бакалавриата и ГОС на основе принципов обучения основанного на компетенциях, преемственности, непрерывности, модульности с учетом потребностей в специалистах IT двух типов;
  • на третьем этапе – создание организационной формы реализации гибких образовательных траекторий в университетском комплексе НГУ.

Подобный подход может быть применен в рамках ряда университетских комплексов, имеющих компоненту СПО.

Достоинства приведенной схемы состоят в:

  • повышении привлекательности учебных заведений СПО;
  • гладком сопряжении программ СПО и бакалавриата в рамках одного учебного заведения;
  • снижении потерь времени при переходе по окончании уровня СПО в одном учебном заведении на уровень ВПО в другом заведении (как правило, подобный переход происходит на начальные курсы учебного заведения ВПО).

В конечном итоге, внедрение подобной схемы приведет к снижению совокупных затрат на образование для каждого обучающегося и отрасли образования в целом.

Недостатком обсуждаемой схемы является изменение вида учебного заведения СПО, по – существу, превращение его в высшее профессиональное учебное заведение (ВПУЗ). Такое преобразование помимо документальных сложностей, сопряжено, возможно, с негативным отношением со стороны работников высшей школы.

Вся система образования ныне вступила на склон «демографической ямы». Поэтому реализация гибких образовательных траекторий позволит более эффективно готовить специалистов, более бережно относиться к каждому обучающемуся и повысить темпы подготовки для удовлетворения потребностей работодателей.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga