home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского
1C

SAP
Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Содержание подготовки в области программирования для специальности "Компьютерная безопасность" в контексте Computing Curricula

А.А. Захаров,
д.т.н., зав. кафедрой информационной безопасности,
Тюменский государственный университет,

И.Г. Захарова, д.п.н.,
зав. кафедрой программного обеспечения,
директор Института математики и компьютерных наук,
Тюменский государственный университет

Открытие в гражданских вузах подготовки по специальности “Компьютерная безопасность” породило ряд проблем. В докладе, в частности, говорится о специфике подготовки в области программирования.

Специальности, по которым готовят ИТ-специалистов, очень популярны. В Тюменском госуниверситете их три: “Математическое обеспечение и администрирование информационных систем”, “Прикладная информатика (в экономике)” и “Компьютерная безопасность”. Последняя наиболее привлекательна для абитуриентов. Представляется, что данная специальность, развившись из математики-криптографии и собрав в модель специалиста практически все информационные компетенции, просто создана для удовлетворения самих честолюбивых амбиций: и студентов, и их родителей, и самих вузов.

Квалификация “математик” для специальности “Компьютерная безопасность” сложилась исторически. Все понимают, что подразумеваемых под математиками криптографов готовят в особых учебных заведениях. Гражданские вузы проводят открытый набор и ведут подготовку, отталкиваясь от потребностей рынка труда. В случае Тюменского региона особо востребованы специалисты в области безопасности распределенных систем, что определило соответствующую специализацию. Хотя название квалификации не отражает характер востребованных компетенций специалиста, это не противоречит требованиям Госстандарта, который наряду с глубокой математической подготовкой предполагает знание и умение использования языков и методов программирования, СУБД, владение методами проектирования и разработки аппаратных и программно-аппаратных средств, в том числе и сетевых, и т.п. Возникает вопрос, с какими направлениями подготовки ИТ-специалистов, определенными в Computing Curricula 2005 - CE, CS, IS, IT, SE (http://www.computer.org/portal/cms_docs_ieeecs/education/cc2001/CC2005-March06Final.pdf), в наибольшей степени сопрягается данная специальность. Ответ столь же очевиден, сколь и парадоксален: со всеми направлениями одновременно, причем, как с точки зрения подготовки, так и в плане будущей работы выпускника.

С этой исходной позиции и надо определять содержание образования, в том числе и по программированию. Основная проблема здесь связана с тем, что 30-35 лет тому назад можно было в рамках двух курсов вооружить студента необходимым набором знаний (например, алгоритмы + ALGOL, С + Ассемблер). Сейчас же освоение современных технологий программирования (т.е., только направление SE) требует минимум десятка курсов, дающих как фундаментальные, так и актуальные практические знания. Решение видится в тесном увязывании содержания лекций, выполнения интегрированных практических и лабораторных заданий. Основная трудность: преподаватели должны знать содержание смежных дисциплин, чтобы гибко выстраивать образовательные траектории студентов.

В докладе показана реализация такого подхода для 1-2 курсов специальности "Компьютерная безопасность" в Тюменском государственном университете. Это позволило студентам уже в процессе изучения первых вводных дисциплин (1-4 семестры) не только получить базовые знания, но и сориентироваться в плане будущей профессиональной деятельности (моделирование, разработка, сопровождение, проектирование, администрирование и т.д.) и в дальнейшем самостоятельно развиваться в определенном направлении. Характеристика этих курсов с точки зрения их соответствия направлениям подготовки ИТ-специалистов выглядит следующим образом:

  • Аппаратные средства вычислительной техники (2, 3 семестры) – CE, SE
  • Языки программирования (2 – 4 семестры) – CS, SE, CE
  • Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных (4 семестр) – CS, SE
  • Базы данных (4 семестр) – CS, IS, IT, SE

Все перечисленные курсы интегрированы с точки зрения изучения программирования, что дает возможность в течение 3 семестров изучить фундаментальные основы языков программирования, освоить практическое программирование на языках Ассемблер, Object Pascal, C++, C# для широкого круга задач: от криптографических алгоритмов до приложений баз данных, реализовать свои творческие способности, инициативность, ответственность, организованность в ходе выполнения индивидуальных и коллективных проектов.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga