ОБУЧЕНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ НА ФАКУЛЬТЕТЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК ВГУ
Э.К.Алгазинов,
Толстобров Александр Павлович (tap@main.vsu.ru),
кандидат технических наук, Начальник Управления информатизации и компьютерных технологий
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Учитывая все возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной жизни, становится очевидной роль вузов в решении задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями. Причем речь идет не только об обучении студентов в рамках собственно ИКТ-специальностей. Сегодня высокий уровень компьютерной подготовки является общим требованием к выпускникам всех специальностей. Не секрет, что одним из первых вопросов, который задают сегодня при устройстве на работу выпускнику вуза, окончившему даже гуманитарный факультета, является вопрос, касающийся не его профессии, а того, в какой мере он владеет навыками работы на компьютере. Сам факт такого рода вопросов свидетельствует об имеющей место неудовлетворенности современного рынка труда средним уровнем компьютерной подготовки у соискателей рабочих мест. При этом следует обратить внимание на то, что требования к компьютерной подготовке не ИКТ-специалистов подразумевают уже не общее теоретическое их знакомство с основами информационных технологий, которое порой ошибочно понимается под понятием "компьютерная грамотность", а наличие у них практических умений и навыков эффективного использования компьютера в своей профессиональной деятельности. Т.е., говоря об обучении информационным технологиям, имеется в виду более высокий уровень освоения учебного материала, чем уровни - понимание, узнавание и воспроизведение изучаемого материала. Это является существенно более сложной задачей, требующей использования новых более эффективных технологий обучения, в том числе и сетевых, новых подходов к системе оценки действительного уровня ИКТ-подготовки специалистов.
Еще более сложной задачей является обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, для которых область информационных технологий является сферой их профессиональной деятельности. Приходится констатировать наличие серьезного разрыва между количеством и качественным уровнем выпускаемых специалистов и требованиями современного ИКТ-рынка труда, преодоление которого является одной из актуальнейших задач. Требования, которые предъявляются современным рынком труда к ИКТ-специалистам - выпускникам вуза, состоят не только в высоком уровне классической фундаментальной подготовки, которую требуется обеспечить студенту в процессе его обучения в университете, а во все более остро востребованных рынком компетенциях специалистов в области практического владения конкретными видами современных быстро развивающихся и вновь появляющихся технологий. Для решения этой задачи обучение, замыкающееся только в рамках существующих классических университетских образовательных программ, ориентированных на фундаментальную подготовку студентов, оказываются уже совершенно недостаточным. Неудовлетворительное же ее решение означает утерю конкурентоспособности как выпускаемых вузом специалистов, так и самого образовательного учреждения. Следует отметить, что мировая отрасль ИКТ и сама осознала имеющийся разрыв и начала действовать. Сегодня свои услуги предлагают профильные учебные центры, возникают учебные подразделения при крупных компаниях. Ведущие кампании принимают участие в вузовских проектах по организации подготовки специалистов по новым направлениям. В мире, помимо академического вузовского образования, сформировалась система корпоративной профессиональной подготовки и переподготовки в ИКТ-сфере. Практически всеми ведущими ИКТ-вендорами (Microsoft, Oracle, IBM, Sun, Cisco и др.) разработано огромное число учебных курсов по конкретным направлениям и применениям своих продуктов и технологий, обучение по которым ведется через систему авторизованных учебных центров, в том числе и организованных на базе вузов. При этом стоимость обучения по одному курсу, а для получения профессионального сертификата, как правило, необходимо освоение нескольких курсов, составляет от тысячи долларов и выше и, при этом, оказывается чрезвычайно востребованным. Очевидно, что вузам, занимающимся подготовкой специалистов в области компьютерных технологий, необходимо перестроится в плане восприятия этих предложений ИКТ компаний.
Воронежский госуниверситет также пытается двигаться в направлении решения этой актуальной проблемы. Уже несколько лет в университете функционирует Учебный центр компании Siemens. Обучение ведется по согласованным двумя сторонами учебным планам, соответствующим различным аспектам использования системы SAP, причем студенты занимаются вне рамок основной образовательной программы. Программа носит межфакультетский характер - в ней участвуют факультеты: компьютерных наук, экономический, прикладной математики, информатики и механики, математический, международных отношений, романо-германской филологии.
Факультетом компьютерных наук ВГУ заключен ряд соглашений о сотрудничестве в области обучения информационным технологиям с компаниями Oracle, Microsoft, Sybase, Sun, IBM, SAP, для обеспечения которых было принято решение о создании на факультете Центра международных образовательных программ. Первым результатом работы этого Центра стало обучение студентов технологиям Oracle в рамках программы Академической инициативы "Oracle Academy", ориентированное на получение сертификатов Oracle Certified Associate (OCA) и Oracle Certified Professional (OCP). Первому выпуску прошедших обучение по этим курсам 26-ти студентов в марте месяце были вручены свидетельства, подписанные Вице-президентом ORACLE, Генеральным директором ORACLE СНГ Б. И. Щербаковым. В рамках программы Microsoft Academy в Центре начинается обучение по авторизованным учебным курсам Microsoft для подготовки к экзаменам для получения сертификата Microsoft Certified Systems Engineers (MCSE).
Использование хорошо разработанных апробированных учебно-методических материалов и методик ведущих мировых ИКТ-вендоров, ни в коем случае не являясь заменой фундаментальной и специальной составляющей университетской учебной программы, соответствующей ГОС, позволяет существенно обогатить подготовку студентов, приблизив ее к требованиям современного рынка труда.
Важно отметить, что цели созданного Центра международных образовательных программ не замыкаются внутриуниверситетскими рамками совершенствования подготовки студентов факультета компьютерных наук и других факультетов ВГУ. Его стратегической целью является создание условий для профессиональной переподготовки специалистов уже работающих в многочисленных ИКТ-компаниях г. Воронежа и региона. В настоящее время ведутся конструктивные переговоры с перечисленными выше компаниями, являющимися партнерами факультета компьютерных наук, о направлении сотрудников этих компаний для обучения по интересующим компании авторизованным курсам Oracle, Microsoft, SAP и др. с последующей сертификацией прошедших обучение специалистов. Фактически задачей Центра является решение актуальной для г. Воронежа и региона проблемы подготовки высококвалифицированных, отвечающих современным требованиям ИКТ-специалистов, исключительно востребованных на рынке труда.
Говоря о системе подготовки специалистов в области информационных технологий, в частности, подготовку по авторизованным программам мировых ИКТ-компаний, следует обратить внимание на важную принципиальную составляющую этой системы, касающуюся процедур оценки и сертификации уровня подготовки обучаемых специалистов, обеспечивающих признание подтверждающих уровень обучения сертификационных документов во всем мире независимо от места обучения и сдачи сертификационных экзаменов. В традиционной системе профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях процесс обучения и процедуры оценки уровня подготовки обучаемых реализуются самими учебными заведениями. Результатом неизбежно возникающего при этом конфликта интересов является имеющее место недоверие работодателей к выдаваемым учебными заведениями свидетельствам об уровне освоения выпускниками дисциплин учебной программы, которое для ведущих учебных заведений в какой-то мере компенсируется только объективно признаваемым авторитетом - брендом этих учебных заведений. Необходимость обеспечения независимой оценки результатов обучения остро ощущается современным обществом. О движении в этом направлении говорят, в частности, усилия, затрачиваемые в нашей стране на введение системы Единого государственного экзамена. Совершенствование механизмов признания документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг является необходимым условием интеграции России в мировое образовательное пространство.
Говоря о путях решения проблемы независимой оценки уровня подготовки ИКТ специалистов, можно обратить внимание на уже сформировавшуюся в мире систему профессиональной сертификации, осуществляемую компаниями Prometric и Pearson VUE - всемирно известными разработчиками и провайдерами компьютерных тестов по продуктам ведущих мировых производителей программного обеспечения и компьютерной техники (Microsoft, Oracle, Sybase, IBM, Cisco, SUN и многих других). Единые по всему миру и чрезвычайно строгие требования к реализации процедуры тестирования авторизованными центрами тестирования Prometric, высоко ценятся по всему миру и являются гарантией объективной оценки профессиональных знаний испытуемых по более, чем полутора сотням направлениям сертификации. Prometric весьма сдержанно и щепетильно относится к заявкам на создание новых Авторизованных центров тестирования, к примеру, в 2006 в нашей стране был открыт только один вузовский Prometric-центр. В результате большой подготовительной работы и активного взаимодействия с компанией Prometric, Воронежскому госуниверситету удалось заключить совместное соглашение об открытии в 2007 году на базе факультета компьютерных наук ВГУ Авторизованного центра тестирования Prometric, который уже в октябре 2007 года начал прием экзаменов по широкому набору направлений. Также в 2006 году на базе РЦНИТ ВГУ был создан аналогичный Авторизованный центр тестирования ECDL (European Computer Driving Licence), проводящий тестирование и выдачу международных сертификатов, подтверждающих уровень владения испытуемых основами компьютерной грамотности и умения эффективно и качественно работать на компьютере. Создание такого рода центров является важным шагом в направлении повышения уровня компьютерного образования в ВГУ, предоставляя возможность получения наряду с университетским дипломом признаваемых во всем мире престижных профессиональных сертификатов, при существенно меньших затратах, чем, к примеру, при обучении и сдаче сертификационных экзаменов в одном из московских центров. Это позволит, на наш взгляд, существенно повысить конкурентоспособность подготавливаемых ИКТ-специалистов.
Отмечая достоинства системы подтверждения уровня профессиональной компетенции специалистов в таких независимых, с мировым авторитетом центрах, как Prometric, следует, на наш взгляд обратить внимание на то, что использование этого опыта является вполне реально применимым, и, более того, может оказаться чрезвычайно плодотворным не только для сертификации специалистов, прошедших обучение по тем или иным корпоративным авторизованным учебным курсам, а и для оценки и подтверждения уровня подготовки студентов по учебным курсам и блокам дисциплин в рамках основных образовательных программ университетов. Прохождение студентами экзаменационных испытаний в Prometric или аналогичных центрах по контрольно-измерительным материалам, разработанным авторитетными представителями профессионального вузовского сообщества, с выдачей, в дополнение к обычному вузовскому диплому соответствующего сертификата о сдаче экзамена в таком центре, позволит существенно повысить авторитетность и универсальность получаемых выпускниками документов, подтверждающих уровень их профессиональной подготовки.
|