home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Еременко Екатерина Ивановна (eremenko@kspu.ru)
ст.преподаватель,
Рязанова Зоя Григорьевна (ryazanova@kspu.ru)
Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Главной задачей стоящей перед современной школой является повышение качества обучения. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к обучению, безусловно, надо назвать и однообразие уроков. Творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов могут обеспечить повышение эффективности обучения.

С нашей точки, решению указанных задач будет способствовать внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий. К таким технологиям относится модернизированный метод проектов, основанный на интеграции классического метода проектов (Д.Дьюи) и информационно-коммуникационных технологий.

Проектно-исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

На завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип "успеха", который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Применение проектно-исследовательской технологии особенно актуально на старшей ступени обучения химии (10 - 11 класс) в средней общеобразовательной школе.

Известно, что химические производства являются одним из основных загрязнителей окружающей среды. Как отмечал Вернадский еще в начале двадцатого века, "лик планеты - биосферу - человек изменяет химически осознанно или бессознательно". Эти бездумные "изменения" на пороге третьего тысячелетия привели планету к глобальному экологическому кризису. Именно в процессе изучения химических производств можно успешно формировать экологическое мышление у подрастающего поколения.

Для реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся нами разработан учебно-методический пакет на тему "Химические производства - реалии и прогнозы на будущее". Обучение проводится в рамках модуля "Химия Красноярского края" при обобщении знаний по химическим производствам.

Учебно-методический пакет разрабатывался с учетом того, что учебный проект - это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной темы или учебного раздела. В рамках школьного обучения его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Дидактическими целями проекта являлись:

  • формирование элементов экологического мышления;
  • развитие химической грамотности;
  • формирование элементов информационной культуры.

Проект направлен на решение следующих методических задач:

  • формирование понимания учащимися роли химического производства в жизнедеятельности человеческого сообщества;
  • показать связи теории с практикой при решении экологических проблем;
  • закрепление и развитие умений и навыков проведения химического эксперимента;
  • формирование навыков работать в команде;
  • формирование умения использования сети Интернет как источника информации по химии и экологии;
  • развитие умений и навыков использования офисных программ (Word, Excel, Power Point) для оформления результатов исследования.

Для запуска проекта перед учащимися ставится основополагающий вопрос: Химические производства - главный враг человека? Затем в процессе "мозгового штурма" учащиеся совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, которые становятся темами самостоятельных исследований учащихся. В качестве проблемных вопросов могут быть: "Каковы источники вредных выбросов в окружающую среду?", "Во что преобразуются вредные выбросы в атмосфере?", "Какое влияние химические производства оказывают на окружающую среду?", "Почему после дождя листья на деревьях пожелтели?", "Что такое кислотные дожди?", "Почему возле КРАЗа не растут травы?". Далее учениками выдвигаются гипотезы, возможные пути решений формулируются учениками совместно с учителем проблемные вопросы. Найденное решение будет ответом на ту или иную проблему. Формулируются темы исследований. Такими темами могут быть "С неба льётся кислота", "Тёмная сторона крылатого металла" и т.д.

3. Сбор и анализ информации по темам исследования

Учащиеся работают с информационными ресурсами, проводят химические эксперименты по определению кислотности почвы, на содержание тяжелых металлов в воде, на содержание нитрат - ионов в овощах и фруктах, выращенных в различных регионах края. Учитель вместе с учениками анализируют собранную информацию и проведенные результаты исследований.

4. Оформление результатов, подготовка презентации

Учащиеся оформляют результаты своих исследований с помощью офисных программ (Word, Excel, Power Point).

  1. Защита работ осуществляется на уроке- конференции, где учащиеся представляют свои исследования в виде мультимедийной презентации;
  2. Подведение итогов проведения проекта.

Для этого учителем предварительно разрабатываются критерии оценивания работ учащихся. Следует отметить, что учащихся необходимо познакомить с критериями оценивания еще до начала проекта.

Мы считаем, что работа в рамках данного проекта будет способствовать повышению мотивации к изучению химии, эффективному формированию элементов экологического мышления, усилению деятельностной компоненты обучения.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga