home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.А. Гаврилова, К.В. Демидов, А.В. Духанов, О.А. Назарова
(laser@vlsu.ru)
Владимирский государственный университет

Целью данной работы является описание варианта построения информационной системы, призванной максимально автоматизировать документооборот между студентом и учебным заведением в процессе дистанционного или заочного обучения. На практике подобные системы создаются для того, чтобы предоставить студенту как можно больше возможностей для удаленного взаимодействия с учебным заведением (например, через Интернет), тем самым избавляя его от необходимости лишний раз посещать учебное заведение лично. Кроме того, такие системы позволяют упорядочить и систематизировать документооборот, сделать процесс обучения более прозрачным и организованным.

Кратко опишем процесс заочного обучения с точки зрения взаимодействия студента и учебного заведения. Условно его можно разбить на три этапа: зачисление, собственно обучение и выпуск. Процесс зачисления включает в себя следующие действия: человек, желающий обучаться на заочной форме обучения (в дальнейшем будем называть его клиентом), ознакамливается с необходимой информацией, предоставляемой учебным заведением. Под такой информацией подразумевается перечень специальностей, учебные планы по каждой из специальностей, срок и стоимость обучения. Затем клиент выбирает интересующую его специальность и подает в учебное заведение документы для поступления (анкетные данные, заявление и др.). После этого для абитуриентов проводятся вступительные испытания. В случае успешного прохождения этих испытаний клиент получает право обучаться по выбранной специальности при условии, что он оплатил обучение (полностью или частично). При соблюдении этих двух условий (успешное прохождение вступительных испытаний и оплата обучения) клиент зачисляется в учебное заведение.

Этапы обучения студента-заочника также известны. Важнейшим из них является перевод студента на следующий семестр при условии сдачи контрольных мероприятий и оплаты обучения.

Заключительным этапом заочного обучения является сдача государственных экзаменов, защита квалификационной работы и выпуск.

Как следует из рассмотренного выше, многие действия в процессе заочного обучения сводятся к обмену документами между клиентом и учебным заведением. Очевидно, эти процессы достаточно легко поддаются автоматизации.

Рассмотрим возможную архитектуру системы автоматизации вышеприведенных процессов в самом общем виде. Как уже было указано, необходимым условием является наличие веб интерфейса для клиентов, поскольку именно он позволяет клиентам взаимодействовать с учебным заведением удаленно. Интерфейс для персонала учебного заведения может быть как веб ориентированным (например, специальная закрытая часть сайта), так и обычным приложением Windows. Таким образом, в самом общем виде архитектура системы выглядит так, как показано на рис. 1.

Общая архитектура системы

Как упоминалось ранее, одной из важных функций системы является обработка платежей за обучение через Интернет. Общая схема платежей приведена на рис. 2.

Схема платежей в Интернет с помощью кредитных карт

В проведении платежей через Интернет с помощью кредитных карт участвуют:

  1. Покупатель. Клиент, имеющий компьютер веб браузером и доступом в Интернет;
  2. Банк-эмитент. Здесь находится расчетный счет покупателя. Банк-эмитент выпускает карточки и является гарантом выполнения финансовых обязательств клиента;
  3. Продавцы. Под продавцами понимаются сервера электронной коммерции, на которых ведутся каталоги товаров и услуг и принимаются заказы клиентов на покупку;
  4. Банки-эквайеры. Банки, обслуживающие продавцов. Каждый продавец имеет единственный банк, в котором он держит свой расчетный счет;
  5. Платежная система Интернет. Электронные компоненты, являющиеся посредниками между остальными участниками;
  6. Традиционная платежная система. Комплекс финансовых и технологических средств для обслуживания карт данного типа. Среди основных задач, решаемых платежной системой, - обеспечение использования карт как средства платежа за товары и услуги, пользование банковскими услугами, проведение взаимозачетов и т.д. Участниками платежной системы являются физические и юридические лица, объединенные отношениями по использованию кредитных карт;
  7. Процессинговый центр платежной системы. Организация, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками традиционной платежной системы;
  8. Расчетный банк платежной системы. Кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.

Процедура оплаты товара (услуги) предусматривает аналогичные шаги, как и в Интернет-магазине.

Следует отметить, что в настоящее время в Интернете существует немало платежных систем. Разработчику достаточно интегрировать свою систему с одной из таких платежных систем (что не представляет большой сложности), а все детали по обработке платежей в Интернете от него скрыты.

Таким образом, реализовав обсужденный подход в учебном заведении для заочного образования, мы получим следующие преимущества:

  • привлекательность учебного заведения за счет возможности удаленного получения исчерпывающей информации о проводимых курсах;
  • сокращение временных затрат клиента на участие в организационных мероприятиях (подача заявления, предварительное оформление промежуточных и итоговых документов);
  • сокращение временных затрат преподавателей и учебно-вспомогательного состава на организационные мероприятия;
  • повышение мобильности клиента и сотрудников учебного университета.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga